Вечная память

По православным традициям на этой неделе мы вспоминаем тех, кого нет с нами, но кто навсегда остается в нашей памяти.

У каждого города тоже есть своя память и люди, которых он помнит. Мы расскажем о тех местах Сум, где хранится память об известных сумчанах и тех, для кого наш город стал последним домом.

Родовое захоронение Харитоненко

Дорога к Центральному кладбищу, где покоится прах самой известной семьи сумчан — Харитоненко, проходит через вековую липовую аллею. Эти деревья, по утверждению старожилов, тоже своего рода памятник: говорят, липы посадили в память об умершей в малолетнем возрасте дочери Павла Ивановича и Веры Андреевны Харитоненко Зинаиде.

— История Зинаиды обросла многочисленными легендами. Одни говорят, что девочка утонула в реке, другие — в фонтане. Но, когда я работал в Сумском областном государственном архиве, нашел документы, в которых зафиксировано, что Зинаида Павловна Харитоненко, родившаяся примерно в 1881 году, умерла 7 мая 1889 года от дифтерита, — рассказывает историк Владимир Кузьменко.

— Чета Харитоненко очень тяжело переживала потерю маленькой Зины. В ее честь скорбящие родители построили на ул.Троицкая детскую больницу — одно из первых детских лечебных заведений в Российской империи. Сейчас это здание используется по назначению, кроме того, там находится облздрав.

А на могиле дочери Харитоненко установили памятник из белого итальянского мрамора «Ангел с ребенком». Богатая по пластике скульптура изображает возносящегося ангела с младенцем на руках.

— Этот памятник Павел Иванович и Вера Андреевна купили в Париже в 1900 году на Всемирной промышленной выставке. Его автор — французский скульптор Аристид Круази, чьи работы сегодня украшают сады Пале-Рояля, Лувр, Парижскую мэрию и другие места Парижа.

Рядом с «ангелом Зинаиды» — скульптура распятого Христа. У подножия ее — фигуры коленопреклонных мадонны и апостола. При этом человеческие фигуры изображены в натуральную величину.
Это надгробие Павел Харитоненко заказал позже у того же автора для могилы своего отца Ивана Герасимовича Харитоненко.

Сегодня эти уникальные скульптуры признаны памятниками национального значения.
Правда, пока только на бумаге: мрамор стремительно разрушается, а спасение шедевров дальше слов не идет. Сегодня на могилах Харитоненко даже нет надгробных плит — в брусчатке, которой замостили землю вокруг памятников, зияют три дыры.

— Кстати, почему надгробий три, непонятно. Ведь на самом деле здесь захоронено пять представителей семьи Харитоненко: Иван Герасимович, его жена Наталья Андреевна, сын Павел Иванович и двое внуков — трагически погибшая Зинаида и Глеб, тоже умерший в юном возрасте.

Усыпальница Сухановых

Когда было открыто Центральное кладбище, точно неизвестно. По православной традиции кладбища возникают вокруг церквей. Так вот, согласно архивным документам разрешение на строительство кладбищенской церкви Св. апостолов Петра и Павла было получено 13 июня 1839 года. Сумской купец Федор Сапожков пожертвовал на строительство храма деньги. В 1843 году был определен состав попечителей строящегося Петропавловского храма — купцы Федор Сапожков, Иван Курносов, Андрей Копылов и Федор Стожков. И уже в октябре 1851 года храм был освящен преосвященным Филаретом (Гумилевским), архиепископом Харьковским и Ахтырским.

Место вблизи храма — самое почетное на кладбище. Как правило, здесь хоронят священников, архимандритов, епископов, а также заслуженных и достойных людей. Как известно, именно в таком месте похоронена семья Харитоненко.

Здесь же, со стороны алтарной части храма, находится могила другого известного благотворителя нашего города — купца Дмитрия Ивановича Суханова, городского головы Сум с 1858 по 1871 год, попечителя и многолетнего старосты Спасо-Преображенского собора, много сделавшего для его благоустройства.

«Придите ко мне вси труждающиися»

Дмитрий Иванович Суханов родился, как гласит надпись на памятнике, установленном над его захоронением, 10 октября 1825 года. Его род — выходцы из Курской губернии. В Сумах Дмитрий Суханов появился в 50-х годах XIX века. Он был первым компаньоном Ивана Герасимовича Харитоненко и вместе с ним несколько лет занимался торговлей. К середине 50-х гг. компаньоны разделились: Иван Харитоненко занялся торговлей сахаром, а Дмитрий Суханов оставил за собой бакалейную торговлю.

В 1858 г. Дмитрия Суханова избирают городским головою Сум.
Перестроенный заботами Дмитрия Суханова главный храм Сум на Соборной и поныне хранит память о нем. В притворе храма сохранились памятные доски с надписью: «Соборный храм сей во имя Преображения Господня перестроен в царствование императора Александра ІІІ–го старостой церковным Дмитрием Ивановичем Сухановым на его средства, занимавшим эту должность с 1858 г. до дня кончины, последовавшей 20 декабря 1890 г.»

Умер Дмитрий Иванович Суханов внезапно — от «сахарной» болезни (так раньше называли диабет).

На сохранившемся памятнике читаем надписи: «Придите ко мне вси труждающиися и обременнии, и аз упокою Вы. Дмитрий Иванович Суханов. Род. 10 октября 1825 г. — умер 20 декабря 1890. Вечная ему память». Есть мнение, что автором памятника является известный российский скульптор Антокольский.

Своих детей у Дмитрия Суханова не было. Он с женой усыновил свою воспитанницу, незаконнорожденную дочь вдовы государственного крестьянина из г.Белополья Устины Яковлевны Прохоренко Прасковию, родившуюся в Сумах 7 ноября 1868 года, и своего племянника Николая Алексеевича Суханова, ставшего достойным продолжателем дел дяди.

Николай Алексеевич Суханов был купцом 2-й гильдии. За отличное усердие и особые труды по учреждениям императрицы Марии 1 января 1892 г. ему было высочайше даровано звание потомственного почетного гражданина. Говоря о делах Николая Суханова, нельзя не упомянуть усадьбу, построенную на углу Петропавловской и Думской (ныне Первомайской) улиц, на ее территории сейчас УАБД строит библиотеку.

Николай Алексеевич Суханов женился на Прасковье Дмитриевне, приемной дочери Сухановых. Она прожила недолго и умерла от чахотки 20 июня 1894 г. Ее могилу вы также можете увидеть на Петропавловском кладбище. Здесь же в последствие была похоронена ее приемная мать Мария Суханова и супруг Николай.

Памятники Коровая

Вы, наверное, обращали внимание на высокий постамент с тремя бронзовыми бюстами в начале городского кладбища. Этот памятник установлен на месте захоронения останков жертв деникинского террора, убитых в 1919 году на Покровской площади (сквер возле ЦУМа), которая с тех пор называется Красной. В 40-х годах прах борцов за власть Советов был перенесен на городское кладбище, а к 60-летию Октября на могиле установили памятник. Его автор — сумчанин Федор Коровай. Он же создал и скульптуру воина Войска Польского, установленную в 1972 году на этом же кладбище на братской могиле польских воинов, павших в борьбе с фашизмом, и тех, кто умер от ран в сумском военном госпитале.

Скульптор Федор Коровай, его жена и сын тоже похоронены на Центральном городском кладбище. Их могилы с бюстами на надгробьях находятся в Западной части кладбища.

По теме: Последний дом Чехова-художника

Еще одна известная сумская могила находится на Лучанском кладбище.

В десяти минутах ходьбы от усадьбы Линтваревых, где теперь Дом-музей Антона Павловича Чехова, на старом Лучанском кладбище покоятся останки брата писателя, Николая Павловича Чехова.

Николай Чехов прожил недолгую жизнь, но своим творчеством оставил заметный след в истории русской живописи конца XIX века.

Родился художник 8 мая 1858 года в Таганроге. В детстве он был ближайшим другом Антона, они вместе играли, ходили в приходскую школу, а впоследствие и вместе приезжали в Сумы. Николай Чехов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его товарищем по училищу был Иcаак Левитан. Сейчас в Третьяковской галерее хранится картина Левитана «Осенний день. Сокольники», где женскую фигуру нарисовал Н.Чехов. Основное творческое наследие художника — графические иллюстрации к фельетонам и рассказам младшего брата Антона, а также репортажные зарисовки и политические карикатуры для московских журналов того времени — всего их около 400.

В Сумах Николай Чехов побывал впервые летом 1888 года. В Доме-музее А.П.Чехова на Луке сохранился этюд Николая — «Железнодорожный мостик». Лучанские старожили узнают в нем переезд возле Луки на железной дороге Сумы — Харьков. Сейчас проезд под мостиком засыпан…

В конце марта 1889 года Николай Чехов заболел брюшным тифом. 23 апреля Антон Чехов вместе с тяжелобольным братом отправился в Сумы, в имение Линтваревых. «Когда я приехал домой на Луку, меня сейчас же уложили в постель», писал в одном из последних писем Николай Чехов, как будто предвидя, что Лука станет его последним домом.
Николай Павлович скончался 17 июня 1889 года. 19 июня его похоронили на Лучанском кладбище.

«Похороны были великолепные. По южному обычаю, несли его в церковь и из церкви на кладбище на руках без факельщиков и мрачной колесницы, с хоругвями, в открытом гробе. Крышку несли девушки, а гроб мы. В церкви, пока несли, звонили.

Погребли на деревенском кладбище, очень уютном и тихом, где постоянно поют птицы и пахнет медовой травой», — писал Антон Чехов спустя несколько дней после похорон брата его другу Дюковскому (24 июня 1889 г., Сумы).

На Луке сохранилась память о местной крестьянке, травнице Татьяне Никифоровне Ивченко. В мае-июне 1889-го она приносила тяжелобольному художнику Николаю Чехову молоко, и Николай требовал, чтобы молоко давала ему именно она, Татьяна.
Татьяна Никифоровна прожила сто один год (умерла в 1953 году). Незадолго до кончины настояла на том, чтобы ее перевезли из Харькова в Сумы, на Луку, и просила похоронить ее возле Николая Чехова…. Могила Татьяны Ивченко сохранилась.

К сведению: Когда нужно поминать

Православная Церковь отмечает день особого поминовения усопших на девятый день после Воскресения Христова, то есть во вторник второй недели после Пасхи, которая называется Фоминой неделей. В этом году это было 6 мая. Поминальный день называется Радоницей, что значит радость победы над смертью, одержанной воскресением Христа. В этот день христиане не должны углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносят крашеные яйца и другие пасхальные яства, совершают поминальную трапезу и часть приготовленного отдают нищим на помин души.

Последующую за Радоницей неделю называют поминальной. Кроме того, поминальным днем Церковь называет и 9 мая — это день поминания погибших воинов.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища на Пасху, как выяснилось, противоречит установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому, пасхальному, чину.

Елена Адаменко, газета "Данкор"
Фото

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.