Места, вдохновлявшие гения

В следующем году исполняется 150 лет со времени первого приезда Чайковского в Украину

Остатки былой роскоши. Усадьба Кондратьева в Низах требует немедленной поддержки, иначе место, где неоднократно бывал гений мирового масштаба, канет в Лету.

Первое знакомство композитора с украинской землей состоялось именно в наших краях. И в дальнейшем он неоднократно — всегда с радостью — приезжал на Сумщину, гостил здесь в общей сложности семь месяцев.

Сначала был Тростянец

Летом 1864 года, 24-летним, Чайковский приехал в Тростянец, куда его пригласил приятель, князь Алексей Васильевич Голицын — на отдых в свое имение в живописном урочище «Нескучное». Чайковский написал в Тростянце свое первое симфоническое произведение — увертюру к драме А.Н.Островского «Гроза».

В Тростянце Чайковский по-знакомился с ближайшим соседом Голицына — Николаем Дмитриевичем Кондратьевым (все трое закончили Петербургское училище правоведения), который и пригласил его погостить в Низах.

«Райский уголок»

Впервые Чайковский приехал в Низы 10 июля 1871 года. В дальнейшем — на протяжении 70-х годов (за исключением 1877-го) — каждое лето гостил здесь, в чудесном «райском уголке».

«Места здесь низкие, болотистые, иногда поросшие редким дубовым лесом, — писал композитор из Низов. — Огромное достоинство самой усадьбы состоит в том, что рядом с домом, в самом саду, течет милая речка Псел, предоставляющая превосходное купанье».

Во время уединенных прогулок среди дубрав и заливных лугов рождались мелодии, здесь он находил все новые импульсы для творчества. Иногда Чайковский приезжал в Низы в пору цветения его любимых ландышей.

Хозяева Низов с радостью создавали Петру Ильичу наилучшие усло-вия для отдыха и работы, знали его вкусы, угадывали малейшие желания. Гостю отвели отдельный флигель (к сожалению, он не сохранился, а рояль, на котором композитор озвучивал только что написанные произведения, погиб в годы Великой Отечественной войны).

Огромную территорию низовского усадебного комплекса занимали поля, луга, леса, чудесный сад, парк. Его до сих пор украшают центральная аллея, тропинки для прогулок. Парковый ансамбль ранее дополнялся танцевальным павильоном; за домом, над рекой, стояла любимая беседка Чайковского. На противоположный берег — на остров — был перекинут деревянный ажурный арочный мостик, возле причала ожидала небольшая яхта для прогулок. Украшением ландшафта был фонтан с фигуркой Амура — рядом с главным домом.

Диковинные для этого края фрукты выращивались в каменной оранжерее: абрикосы, несколько сортов ананасов. Петр Ильич каждый день заходил в буйное царство экзотических растений и наблюдал за их развитием, особенно — за любимыми персиками.

Кондратьевы имели богатейшую библиотеку, коллекцию старинного оружия, уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, картины старых мастеров и современных художников.

Плоды трудов

В свой первый приезд в Низы Чайковский плодотворно работал над учебником «Руководство к практическому изучению гармонии». Он был напечатан в 1872 году и при жизни композитора переиздавался четыре раза в Москве, а также за границей.

В письме к нотному издателю П.И.Юргенсону Петр Ильич писал: «Я уже пять дней как нахожусь у Кондратьева, к которому переехал от сестры… Я энергично принялся за «Руководство», которое окончу к 1 сентября. Посылаю тебе, по уговору, часть написанного; и теперь каждые полторы недели буду тебе посылать по мере изготовления. Прими в соображение, что я каждый день пишу по пять часов, а потому нет сомнения, что окончу скоро…»

Летом того же года в Низах Чайковский закончил оркестровку первого действия оперы «Опричник».

Следующее лето, 1872 года, было посвящено работе над Второй симфонией до минор, известной под названием «Украинская симфония». Петр Ильич, находясь в Низах в начале июля, сосредоточился на создании одной из ее средних частей.

В июне 1873 года композитор провел в Низах полторы недели и именно тогда начал писать свой Дневник.

Самым плодотворным было низовское лето 1874 года: рождалась опера «Кузнец Вакула» по повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Конкурс на создание оперы на этот сюжет объявило Русское музыкальное общество. Вполне вероятно, что Петр Ильич, приняв решение участвовать в конкурсе, приехал работать над оперой именно в Низы.

Из письма к брату Модесту Ильичу: «…Я осмеливаюсь, в противность твоим советам, все-таки сочинять «Вакулу». Порядок такой: встаю в 6 1/2, пью пять стаканов воды, начиная с 7 часов; в 9 чай, от чая до 12 часов чтение и игра на фортепиано (преимущественно Шумана); в 12 часов завтрак, от 12 до 3 занятия, т.е. сочинение «Вакулы»; от 3-х до 5-ти первая партия в безик (к которому я очень пристрастился), потом купание и обед, после обеда одиночная прогулка, продолжающаяся около двух часов; затем сиденье на крылечке; в 9 часов чай и после того немедленно вторая партия в безик (речь идет об игре в карты. — Авт.), а в 11 или 11 1/2 отхождение ко сну. Порядок этот без всяких существенных изменений исполняется вот уже две недели».

Конкурсная комиссия присудила Чайковскому первую премию (1500 рублей) и признала оперу единственной, «… которая отвечает художественным требованиям». В увертюре и финале оперы звучит свадебная песня «Та не бійся, матінко…». Интонации народных песен слышатся в арии Вакулы «Чи чуєш, дівчино…», а в арии Солохи «Ой, як світить місяць ясний» угадывается песня «Ой, колись було…». Позднее — в 1885 году — Чайковский возвратился к опере и в новой редакции назвал ее «Черевички».

Возможно, в то же лето Петр Ильич «подслушал» и украинские народные песни, использованные им в Первом концерте для фортепиано с оркестром.

В 1875 году в Низах Чайковский вдохновенно работал над четвертой и пятой частями Третьей симфонии ре мажор.

Подвиг дружбы

Теплые дружеские отношения сложились у Петра Ильича с семьей Кондратьевых.

«У меня много приятелей, но таких, с которыми душу отводишь, как, например, с Кондратьевым, — совсем нет» — узнаем из переписки Чайковского.

Дружба между ними продолжалась 17 лет. А незадолго до кончины Н.Д.Кондратьева композитор совершил «подвиг дружбы». Умирающий Николай Дмитриевич вызвал телеграммой Петра Ильича, находившегося в то время на лечении в кавказском городке Боржоми: «Прошу приехать, ваш приезд может восстановить мои силы».

Чайковский немедленно выехал в Германию — в Аахен, где пробыл возле больного больше месяца, до 25 августа. Кондратьев скончался 21 сентября 1887 года. «Шесть недель, проведенных а Аахене в постоянном сообществе сильно страдающего человека, обреченного на смерть, но никак не могущего умереть, были для меня невыразимо мучительны. Это одна из самых мрачных полос в моей жизни. Я очень постарел и похудел за это время. У меня какая-то усталость от жизни, какая-то печальная апатия, такое чувство, как будто и мне скоро умереть нужно…» — из письма Чайковского к Н.Ф.фон Мекк 31 августа 1887 года.

И после смерти друга Петр Ильич постоянно общался с Кондратьевыми — переписывался, встречался, отдыхал за границей: в Италии они провели вместе больше года.

Воспоминания

Детали пребывания композитора в Низах оживают в воспоминаниях дочери Кондратьевых — Надежды Николаевны Кондратьевой, в то время маленькой Дины, обожавшей дорогого гостя: «…Когда же на него находила, как он говорил, волна вдохновения, он делался необщительным, су-мрачным, ни с кем не разговаривал. С утра, выпив спешно два стакана молока, засунув в карман бумагу и карандаш и взяв с собой нашу дворовую собаку Дога, он уходил на целый день в поле и бродил там до вечера, набрасывая на бумагу ноты, музыкальные фразы, отрывки арий и пр… Иногда Петр Ильич возвращался усталый, но веселый. Я выучилась читать на его лице: доволен ли он своей работой. В эти дни после общего обеда он обращался ко всем со словами: «Ну, друзья мои, идем в зал, я сыграю вам наброски, а вы мне скажите свое мнение о них…»

Как большой праздник, каждый год в усадьбе отмечали именины композитора. По словам Надежды Кондратьевой, уже накануне воспитанники ее отца украшали гирляндами из зелени и полевых цветов фасад флигеля, готовили фейерверк, разноцветные фонарики. Над входом красиво подвешивали вензели «П.И.». Вечером зажигали иллюминацию, на берегу реки пускали фейерверк. Петра Ильича все очень любили, не было ни одного человека, который бы не поздравил его.

Сохранились воспоминания Надежды Кондратьевой о домашних концертах: «Много романсов и пьес для фортепиано и опер написал Петр Ильич у нас. С ним почти всегда приезжали, хотя на менее продолжительное время, его братья Модест и Анатолий. У Анатолия Ильича был чудный лирический баритон. Как он исполнял романсы своего гениального брата! Я много слышала знаменитых певцов и талантливых любителей, но ни один из них так не пел «Страшную минуту», «Слеза дрожит…» и другие прелестные романсы Петра Ильича. Как сейчас вижу: сидит у рояля милая фигура в белой вышитой рубашке (Петр Ильич всегда ходил в деревне в русской рубашке), аккомпанирует брату, а Анатолий Ильич, облокотившись на пюпитр, поет с таким чувством, с такой любовью эти знакомые, родные всем произведения Петра Ильича! И чудные звуки льются в тишине украинской ночи, и все слушают, затаив дыхание, молодого певца…»

Каждому из членов семьи низовского имения композитор посвятил фортепианную пьесу: Николаю Дмитриевичу — «Вечерние грезы» (1873), Марии Сергеевне — «Салонный вальс» (1882), их дочери Дине — «Вальс-безделушку» (1893). А «Сентиментальный вальс» (1882) он посвятил гувернантке Кондратьевых — француженке Эмме Жентон. Позднее она была гувернанткой племянницы Петра Ильича — Татьяны.

По рекомендации Петра Ильича дочку Кондратьевых учила его консерваторская ученица Анна Яковлевна Левенсон. Позднее она преподавала в Московской консерватории; ее сын — известный композитор, народный артист СССР Анатолий Александров.

Всего из Тростянца и Низов композитор написал 36 писем. В последний приезд в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк он писал: «…Я довольно люблю место, где нахожусь теперь. Это долина чудесной речки Псел. Она протекает рядом с домом, в саду, обросшем вековыми деревьями, очень старом и красиво расположенном. Здесь я в старые годы живал и работал… Здесь есть множество великолепнейших уголков, которые ничто не мешает мне ежедневно посещать… Чтоб хорошенько отдохнуть, я не взял сюда никакой работы и предаюсь полному бездействию…»

По материалам книги «Гармония времен» (2013) доцентов факультета искусств СГПУ им.Макаренко, заслуженных деятелей искусств Украины Валентины
и Людмилы Макаровых

Фото
  • Н.Д.Кондратьев (1832-1887) и П.И.Чайковский (1840-1893). Рисунок сумской художницы Светланы Пушкарь
  • Надежда Кондратьева — дочь Н.Д.Кондратьева, оставившая воспоминания о пребывании П.И.Чайковского в Низах. Рисунок Светланы Пушкарь
К сведению

В память о композиторе

С 10 по 12 июля в Сумах и Низах проходил фестиваль «Именины П.И.Чайковского».

В первый день (именно 10 июля 1871 года Чайковского встречали на вокзале в Сумах) в «Агентстве промоции “Сумы”» состоялась международная конференция, посвященная пребыванию композитора на Сумщине. С помощью скайпа к обсуждению присоединились участники из Киева, Москвы, Лос-Анджелеса и Дублина.

Два последующих фестивальных дня прошли в Низах: 11 июля туда отправились художники на пленэр, а в день Петра и Павла состоялся концерт, всех угощали кулешом и пирогами, художники представили картины, написанные на пленэре. Воспитанники УВК №42, занимающиеся у сумской художницы Светланы Пушкарь по программе «Музыка-живопись-архитектура-театр», специально к именинам композитора «нарисовали его музыку», а воспитанники «Школы юных архитекторов» подготовили работы на тему «Улица моей мечты». В мероприятиях, посвященных П.Чайковскому, участвовало до полусотни человек.

В память о пребывании П.Чайковского на Сумщине ежегодно в конце мая проходят торжества в Тростянце. Там есть Народный музей П.И.Чайковского. В 1984 году в Тростянце установлен памятник Чайковскому.

В 2002 году по инициативе преподавателей факультета искусств СГПУ им.Макаренко Валентины и Людмилы Макаровых основан фестиваль-конкурс юных музыкантов «Пролісок», посвященный пребыванию композитора на Сумщине. Последний день фестиваля теперь проходит исключительно в Тростянце, где удалось отреставрировать усадьбу князя Голицына.

А вот усадьба в Низах и само село с разоренным сахарным заводом представляют удручающую картину. «Здание усадьбы находится в ужасном состоянии. Там нет отопления. Даст Бог (все-таки надежда умирает последней), может быть, восстановят здание и мы представим новую экспозицию», — говорит хранитель экспозиции, посвященной Чайковскому в Низах, Любовь Коген.

— Старинная усадьба — это феномен, аналога которому сейчас нет. Усадьбы новых украинцев за высокими заборами — не в счет, — говорит преподаватель УАБД Сергей Тихенко. — Старинная усадьба — это концентрация всего лучшего, что было в то время. В первую очередь архитектура. Мое глубочайшее убеждение: одна из причин наших неудач, озлобленности, зажатости нашего общества в том, что человек утром встает и окунается не в ту архитектуру. Он не видит плавных, изящных линий. Выходит из коробки-многоэтажки, идет в супер-пупер-маркет, похожий с виду на сарай, обшитый какой-то пленкой…

С усадьбами связаны истории дворянских родов Сумщины, бывших не только носителями истории, а и служащих образцом для подражания. Почему в то время, если человек имел положение и деньги, он обязательно должен был быть меценатом и благотворителем? Он не был бы воспринят обществом! Почему же сейчас такой тенденции нет?

Старинная усадьба — это очаг культуры. Там были большие библиотеки, мини-музеи, проходили выставки, туда приглашали артистов и пр.

Усадьба обязательно была образцом парково-декоративного искусства. Нет ни одной усадьбы на Сумщине без парка. Обязательно это было сочетание классического английского парка (с вековыми дубами) и парка французского — с новыми экзотическими растениями. В Низах есть прекрасный парк, который сейчас пытаются восстанавливать и поддерживать.

Люди говорят

Надежда Запорожец, организатор фестиваля «Именины П.И.Чайковского»:

— Мы повернулись к своей культуре лицом и увидели, что мы очень красивые, наша культура не менее древняя, чем Италии и Греции, где 90 процентов бюджета дает туризм. Два имени мирового значения — Чехов и Чайковский — это наше настоящее богатство. Через культуру народ поднимается — этому множество примеров в истории. Фестиваль — это одна из форм возвращения нас к самим себе.

Сергей Тихенко, кандидат экономических наук, преподаватель УАБД:

— Есть усадьба в Низах — есть Чайковский в Сумах, нет усадьбы — память о Чайковском растает как дым. Точно так же и Чехов. Не будет усадьбы Линтваревых — не будет и Чехова.

Усадьба — это то звено, за которое сельскохозяйственной области можно вытянуть и экологический, и зеленый туризм, и культурную жизнь. Уже есть успешный пример Тростянца с отреставрированными Круглым двором и усадьбой Голицына.

Низы депрессивные, промышленность там умерла, к сожалению, а вот усадьба может их вытянуть. Поэтому это очень важно.

Татьяна Коваленко, председатель Низовского сельсовета:

— Наш сельсовет написал проект в Фонд поддержки органов местного самоуправления и выиграл грант 100 тыс. грн. Еще 30 тыс. выделил сельсовет из своих ресурсов и 20 тыс. дали спонсоры. За эти 150 тысяч мы собираемся в усадьбе Кондратьевых вставить окна и двери. Я думаю, что эти деньги мы получим, но в случае задержки обратились к народному депутату А.Волкову. Он не отказал.

view counter
view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.