Непростой юбилей

Школа №4 выделяется среди других сумских школ — и зданием, и достижениями, и постигшими ее превратностями

В таком состоянии главный корпус школы №4 встречает свое 130-летие. Что или кто мешает довести реконструкцию до ума?

Мы ждем перемен…

В этом году 130-летие с момента своего основания празднует Сумское реальное училище, здание которого долгое время использовалось в качестве главного корпуса школы №4. И уже ровно 20 лет тянется реконструкция этого корпуса, конца-краю которой пока что не видно.

Большое старинное здание красного кирпича на ул. Петропавловская пустует, вызывая недоумение: почему? Немногие знают, что ремонт старого корпуса школы завершен более чем на 70% к зданию подведены новые коммуникации, внутри сделана перепланировка, стены оштукатурены, устроены подвесные потолки и т.д. Но пока оно необитаемо, то разрушается под воздействием природы… и человека: не так давно неизвестные украли несколько пластиковых окон, которые были подарены школе Сумским НПО им. Фрунзе. Крыша, которая со стороны Петропавловской выглядит новой, оказывается, уже нуждается в перестилке: со двора видно, что в ней есть щели, сквозь которые внутрь здания попадает влага.

Но финансирование работ уже несколько лет прекратилось. Поэтому 5-11-е классы продолжают ютиться в более новом корпусе, построенном в 70-х гг., а младшие — в бывшем детском садике «Барвинок» (ул. Петропавловская, 102). В новом корпусе только на двух этажах по четыре настоящих класса, нет отдельных кабинетов физики и химии, а два класса сделаны с помощью фанерных стенок за счет рекреаций. Поскольку нет ни столовой, ни даже оборудованного буфета, дети не получают полноценного питания — только пирожки и сок, продающиеся с лотков.

Тем не менее школа старается держать высокий образовательный уровень. «У нас хорошие дети, много призовых мест занимают не только в городе и области, но и на республиканском уровне, — говорит директор школы Татьяна Волкова. — Мы получаем гранты. Родители называют нашу школу «домашней школой», потому что мы хорошо друг с другом знакомы. И даже переходя в другие школы, дети часто возвращаются назад».

Как рассказала «Данкору» Т. Волкова, когда после революции реальное училище было расформировано, в здании был устроен народный университет. Школа №4 (первоначально — семилетка) появилась в Сумах в 1918 г., но сначала она размещалась в здании №62 на Петропавловской и лишь в 1924 г. перекочевала в помещения реального училища. В 70-х гг., кроме нового корпуса, были достроены столовая и спортзал. Проблем с ремонтом помещений тогда не было — средства выделялись исправно.

Если раньше школа вмещала 800 учеников, то теперь — меньше половины этого количества (367 учеников). И реальных перспектив того, что в ближайшее время ремонт старого корпуса будет завершен, нет.

Сумское реальное

В справке, выданной школе Сумским областным архивом, сказано, что Сумское реальное училище было открыто в 1873 г. Тогда же и началось строительство здания на Петропавловской, завершенное в 1877 г. Стройка финансировалась в основном на средства сумского земства и пожертвований частных лиц. Почетным попечителем училища был выбран действительный статский советник И. Г. Харитоненко.

В областном архиве также сохранилось заявление директора училища 1896 г. к председателю управы с просьбой выделить средства на ремонт училища.

Сумской краевед Алексей Ленский изучил некоторые документы из Харьковского областного архива (Сумы до 1939 г. относились к Харьковской губернии). Эти документы дают больше информации о создании и деятельности Сумского реального училища.

Как сообщает краевед, в бюджет Министерства народного образования на 1873 г. особой статьей было заложено 360 тыс. руб., которые предполагалось тратить только на реальные училища. Эти заведения, согласно уставу, имели целью «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний». Сумская земская управа приняла решение ходатайствовать перед правительством о создании в городе реального училища, а также об ассигновании и выделении на его создание 30 тыс. руб. Меценаты пожертвовали для этой цели еще 14 тыс. руб. Ходатайство было «уважено» правительством. Поскольку собственного помещения у реального училища еще не было, вышеупомянутые 30 тыс. руб. решили направить на его строительство, а учебное заведение на ближайшие два года разместить в верхнем этаже Александровской гимназии. Но поскольку гимназия перешла в новое здание, то реальное училище поместили в здание бывшего земского училища, которое она занимала. Общая стоимость строительства здания реального училища составила 64 тыс. руб. (еще 20 тыс. руб. предоставило харьковское губернское земство). А. Ленский настаивает: хотя сахарозаводчика И. Г. Харитоненко и выбирали в течение ряда лет почетным попечителем училища, его заслуги в создании этого заведения нет.

Здание и место

Место для строительства реального училища отвели на так называемой Конной площади. Как сообщает А. Ленский, в середине ХVІІІ в. на этом месте, которое находилось за городской чертой, было городское кладбище, позже закрытое. Почему это место пустовало? Видимо, соблюдалось правило столетнего покоя, по которому в течение целого века на месте кладбищ ничего нельзя строить (кроме церковных сооружений). Отвод места выполнили губернский архитектор Толкунов вместе с техником управы Бондаревым, исходя из предполагаемых размеров здания, а также относящейся к нему территории. Она была гораздо больше, чем можно предположить сегодня, ориентируясь только на двор школы №4 и огороженное пространство перед ее старым корпусом. В частности, реальное училище имело большой сад, от которого осталось только несколько старых деревьев во дворе дома №74 на ул. Петропавловская, что стоит через дорогу от старого корпуса школы.

Этот дом, построенный в 1929 г. для работников Завода им. Фрунзе, отделил сад от бывшего училища, а теперь школы. Земля была отдана училищу в 1877 г. Известно, что в саду находился летний театр, который сдавали в аренду заезжим театральным труппам, а также буфет. Представления учащимся можно было смотреть только вместе с родителями, но никак не одним — театральные представления в те времена не считались высоким искусством, к тому же некоторые представители церкви усматривали в них нечто аморальное (видимо, уровень постановок гастролеров не всегда был высоким). В то же время училище имело собственный любительский театр, а также струнный и духовой оркестры. Участок с тыльной стороны училища приобрел его директор Михаил Папков.

В архитектурной справке советских времен значится, что «в архитектуре сохранилась металлическая ажурная кованая лестница и чугунные колонки в вестибюле». (Увы, теперь всего этого нет, а куда оно делось во время «дерибана» школы в начале 90-х гг. — неизвестно.) Первоначально школа отапливалась горячим воздухом, подаваемым из печей, находившихся в цокольном этаже. Написано, что раньше в здании было 16 голландских, 3 калориферных и несколько варистых печей». Позже школу подключили к центральному отоплению.

Владимир Сурков, Оксана Карчева

Фото
  • Сумское реальное училище. Здесь до революции готовили технические кадры для активно развивающейся промышленности.
  • Учитель русского языка и литературы Александра Михайловна Слюсарева, первый заслуженный учитель в педколлективе 4-й школы.
  • Главный корпус школы №4 до злополучной реконструкции, начатой в 1993 г.
По теме

«Ремонтное» разрушение

Развал школы №4 чем-то по своему сценарию напоминает развал СССР, произошедший всего двумя годами раньше.

Как рассказала нынешний директор школы Татьяна Волкова, все началось с того, что стала течь крыша. Но вместо ее ремонта принимается решение о полной реконструкции здания. В решении исполкома Сумского совета народных депутатов от 15.07.1993 г. сказано: в связи с проведением реставрации главного корпуса общеобразовательной школы №4, его необходимо закрыть, а занятия проводить в корпусах №№ 2,3 и филиале школы (бывшем садике №11 «Барвинок»).

Виновато ли тогдашнее руководство школы (в частности, ее тогдашний директор) в том, что проблемы школы не были решены более щадящими и адекватными возможностям бюджета мерами? Сейчас трудно сказать однозначно.

Автор этой публикации, закончивший школу №4 в 1994 г., прекрасно помнит начало «реконструкции» старого корпуса. Наш 11-й класс, как и некоторые другие, переселили в кое-как приспособленное для этих целей полуподвальное помещение нового корпуса. При этом мальчиков активно привлекали к транспортировке школьного имущества, которое списывалось, в частные владения. Помню, как по заданию классного руководителя тащили школьное пианино через дорогу, в дом №3 на ул. Огарева. Телевизоры, компьютеры, видеомагнитофоны, магнитофоны и другая техника также выносились и увозились. И даже паркет разбирался и отправлялся домой к работникам школы… Вскоре главный корпус стал похож на старинный замок из фильма ужасов.

В последующие годы на выгодно расположенное здание претендовали разные организации. Например, Киевский национальный университет культуры и искусств.

К сведению

Именитые выпускники

Многие выпускники четвертой школы имеют успехи в медицине, педагогике, науке и других сферах деятельности. Школа собирает о них информацию, которую размещает в сборнике материалов «Историю школы пишут ее выпускники». Вот только несколько имен, которые на слуху у сумчан.

К внешнему облику Сум приложил руку и знания Марк Берфман, который прошел путь от мастера и прораба до начальника отделения треста «Сумыхимстрой» и начальника отделения капитального строительства Сумской облгосадминистрации. А с 1999 г. он был главой Сумского облсовета, побывав заместителем главы облсовета и главой Сумской облгосадминистрации. Его трудовой путь был отмечен орденом «За заслуги» III степени, медалью «Ветеран труда», почетными грамотами.

Владимир Лукьяненко — полный кавалер ордена «За заслуги», Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор — начинал свой трудовой путь помощником мастера и дошел до должности генерального директора СМПО им. Фрунзе. С 1985-го был министром химического и нефтяного машиностроения СССР. Имеет множество наград, среди которых Госпремия СССР, два ордена Ленина, ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Св. князя Владимира, «Золотой Меркурий», болгарский орден «100-летие освобождения от османского ига».

Рубен Сумбатов — долгие годы глава, а теперь председатель наблюдательного совета ОАО «Сумстрой», заслуженный строитель УССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «За заслуги» III и II степени, дважды лауреат премии Совмина СССР. Немало зданий в Сумах построено именно «Сумстроем».

Стезю врача-инфекциониста выбрал Зиновий Красовицкий — заслуженный врач УССР, доктор медицинских наук, профессор, благодаря которому была организована областная инфекционная больница, создан центр инфектологии и медико-биологических проблем в экологии («Экобинф»). Он автор более ста научных трудов, множества патентов на изобретения. Награжден 2 орденами Красной Звезды, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги» III степени, Богдана Хмельницкого III степени, медалями.

Тому, чтобы мир стал ярче и красивее, способствуют работы художницы Елены Гладких. Ее картины можно увидеть в разных уголках мира на выставках, в галереях и корпоративных коллекциях...

Справка

Что такое реальное училище?

Реальное училище (от нем. Realschule) — прообраз советских профессионально-технических училищ (ПТУ). Существовали в Германии, дореволюционной России и ряде других стран и представляли собой среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводилась предметам естественного и математического направления. После Октябрьской революции 1917 г. вместо реальных училищ возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), а в 1959-63 гг. — ПТУ.

view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
26
Театральні прем'єри. Національний театр ім. М.С. Щепкіна
Театральні прем'єри. Національний театр ім. М.С. Щепкіна
Театральні прем'єри. Національний театр ім. М.С. Щепкіна
Театральні прем'єри. Національний театр ім. М.С. Щепкіна
Театральні прем'єри. Національний театр ім. М.С. Щепкіна
Театральні прем'єри. Національний театр ім. М.С. Щепкіна
10
Как выглядит усадьба Харитоненко в Сумах изнутри?
Как выглядит усадьба Харитоненко в Сумах изнутри?
Как выглядит усадьба Харитоненко в Сумах изнутри?
Как выглядит усадьба Харитоненко в Сумах изнутри?
Как выглядит усадьба Харитоненко в Сумах изнутри?
Как выглядит усадьба Харитоненко в Сумах изнутри?
13
В Сумах издали календарь к 30-летию независимости Украины
В Сумах издали календарь к 30-летию независимости Украины
В Сумах издали календарь к 30-летию независимости Украины
В Сумах издали календарь к 30-летию независимости Украины
В Сумах издали календарь к 30-летию независимости Украины
В Сумах издали календарь к 30-летию независимости Украины
24
«Сумчанка» выпустила фотокалендарь
«Сумчанка» выпустила фотокалендарь
«Сумчанка» выпустила фотокалендарь
«Сумчанка» выпустила фотокалендарь
«Сумчанка» выпустила фотокалендарь
«Сумчанка» выпустила фотокалендарь
8
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.