В первый класс — с психологом

Как определить, готов ли ребенок к школе, как правильно поддержать будущего первоклассника, как научить ребенка учиться и получать от этого удовольствие...

Полезные советы — родителям будущих первоклассников от заведующей отделом практической психологии и социальной работы Информационно-методического центра управления образования и науки Сумского горсовета Марины Свириденко.

От игры к учебе

— Начнем с главного: на какой самый важный акцент надо делать упор, настраивая ребенка на школу?

— Надо акцентировать внимание на том, что ребенок повзрослел, и хвалить его за проявления самостоятельности.

В этом возрасте все дети хотят стать взрослыми. Ребенок стремится самостоятельно выполнить какое-то взрослое действие. И в этом стремлении ему надо помочь, поддержать его. К примеру, обратите внимание, с какой важностью дети 6-7 лет сами передают деньги водителю маршрутки. Передали — и ждут одобрительной реакции окружающих.

«Я первоклассник!» — это для ребенка 6-7 лет очень важный момент взросления.

— В детской психологии существует понятие «кризис 7 лет». Что это такое?

— По сути, это переход от игры к учебе. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль — ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его жизненный уклад. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

— Как объяснить ребенку, что конкретно в его жизни изменится 1 сентября?

— Если в детском саду у него было больше игр, то теперь игры по-прежнему будут, но их станет меньше, т.к. начнутся занятия. Еще важно заранее объяснить ребенку, что он будет сидеть за партой, самостоятельно складывать рюкзак и т.д. Если родители летом во время занятий рисованием сделают акцент на том, как ребенок сидит, учителю будет проще научить его правильной осанке.

Наши дошкольники о школе многое уже знают, т.к. бывали там на экскурсиях, а школьники приходили к ним в детсады — это очень полезный опыт, который практикуется в сумских учебных заведениях.

Готов — не готов

— Как родителям определить: готов их ребенок к школе или лучше еще годик походить в садик?

— Психологическая готовность ребенка к школе определяется четырьмя составляющими: интеллектуальной, социальной, мотивационной и эмоционально-волевой. В каждом дошкольном заведении есть практический психолог, который изучает готовность ребенка к школе. Если хоть один из компонентов не сформировался, то еще в марте родители получают консультации, на чем сконцентрировать внимание, чтобы со своей стороны помочь ребенку. Практический психолог детсада проводит коррекционную работу со своей стороны. Ее результаты оценивает уже практический психолог школы, который первым встречает родителей и ребенка на этапе подачи документов. Если все составляющие готовности в норме, ребенку будет легче адаптироваться.

— Многие родители не хотят отдавать детей в школу с 6 лет. Что Вы им посоветуете?

— Если по результатам исследования практического психолога детсада ребенок к школе готов, то не имеет смысла оставлять его в дошкольном заведении. Если не готов, 6-летний ребенок имеет право остаться в детском саду еще на год.

— Раньше считалось: если ребенок умеет читать, считать и писать палочки — значит, интеллектуально к школе готов. Как теперь?

— Умение читать, писать, считать — это не психологическая готовность и даже не интеллектуальная ее составляющая. Интеллектуальная готовность — это способность к аналитическому мышлению (умению анализировать, сравнивать, делать выводы: «а что будет, если…»).

Если ребенок регулярно ходил в детский сад, как правило, интеллектуальная готовность к школе у него сформирована. Если не ходил, но родители, когда дочери или сыну было три года, прилежно отвечали на все «почему?», если уделяли общению с ребенком достаточно времени, развивали мелкую моторику рук, то к шести годам ребенок способен самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Кроме того, к шести годам ребенок должен называть свою фамилию, имя, отчество, знать фамилию, имя, отчество своих родителей, говорить о сестрах или братьях (если таковые есть), определять, старше они или младше.

— Бывает так, что ребенок все знает и все понимает, но вербально выразить не может. Как его разговорить?

— Надо играть с ним в ролевые игры. Ведь первый класс — это не повод выбросить игрушки. Стоит внимательно присмотреться к любимым игрушкам своего сына или дочери, определить, с какой именно он себя ассоциирует, и попытаться в игре моделировать ситуации общения.

— Что такое для ребенка социальная готовность?

— Это его умение ориентироваться в социуме. Ребенок должен уметь выходить из конфликтных ситуаций, конструктивно общаться как с другими детьми, так и со взрослыми. С этим могут быть проблемы у «домашних» детей. Уровень их социальной готовности может быть ниже, чем у посещавших детский садик.

Чтобы помочь ребенку влиться в социум, мама не должна идти на детскую площадку и вмешиваться в игру. А вот со стороны понаблюдать, как ее ребенок взаимодействует с другими детьми, очень полезно.

С 1 сентября главным взрослым в жизни ребенка становится учитель. Учитель в первом классе — это центр вселенной. Он для ребенка авторитетней, чем родители, и не надо маме и папе по этому поводу ревновать, тем более ни в коем случае нельзя подрывать авторитет учителя. При ребенке нельзя обсуждать и комментировать действия учителя в негативном ключе. После этого наверняка будет утеряно уважение не только к конкретному педагогу, а и к учителю как таковому, что впоследствии обязательно даст о себе знать.

— Как узнать, действительно ребенок хочет учиться или отвечает «да», потому что так надо?

— Позитивное отношение к школе и желание учиться — это мотивационная готовность. У каждого она своя. Примерно для 20-25 процентов первоклассников мотивацией являются красивые школьные принадлежности, которые сначала воспринимаются как игрушки и только потом, уже при рациональном подходе к учебному процессу, игровая мотивация по-степенно переходит в учебную.

Готов ли мотивационно ребенок учиться, можно узнать, задав ему вопросы: «Что ты положишь в портфель?», «Зачем дети ходят в школу?».

— Что такое эмоционально-волевая готовность?

— Это очень важная составляющая готовности к школе. Она предполагает способность делать не то, что хочется, а то, что надо. Ребенок должен уметь справляться с трудностями и выполнять требования учителя. «Я должен высидеть 30 минут урока». Поверьте, это не сложно, т.к. в 1-2-м классе программа включает множество игровых моментов.

Дети этого возраста очень чувствительны к похвале и порицанию, поэтому в первом классе система оценивания вербальная. Оценкой является похвала учителя. Поэтому родителям не стоит хвалить ребенка за каждый шаг — надо хвалить только за результат. И оценивать следует не ребенка, а его поступок. Дети очень чутко относятся к тому, когда их начинают сравнивать. Мол, «вот Маша молодец, а ты…» Ребенка надо любить таким, какой он есть, хотя понятно, что родители желают, чтобы он был самым лучшим.

Если родители давали адекватную оценку поступкам ребенка, то он понимает, что в школе есть определенные трудности, но с ними он может справиться.

Меньше дидактики

— Чего не надо делать, чтобы не отбить у ребенка желание учиться?

— Даже несмотря на вердикт психолога «готов», многие родители начинают натаскивать детей к школе летом. Этого делать не стоит. Или в последнее время стало модно отдавать детей в различные центры развития. Здесь тоже важно не переусердствовать: занятия должны быть 2-3 раза в неделю, не чаще. Иначе у ребенка можно убить познавательный интерес.

Вместо писания палочек, цифр и букв лучше заниматься с ребенком в игровой форме. В этом возрасте намного полезней и увлекательней раскрашивание цветными карандашами, занятия, развивающие мелкую моторику рук (все важные рецепторы находятся на кончиках пальцев) — лепка вареников или фигурок из соленого теста, складывание мозаики, игра с конструктором. А вопросы на развитие логического мышления или внимания можно задавать как бы между прочим (по пути домой).

Обсуждение и пересказ увиденного фильма или прочитанной книги, фантазирование тоже развивают логическое мышление. Занятия должны длиться не больше 30 минут, работа не должна быть монотонной.

И хорошо бы, не оттягивая до 1 сентября, заранее выработать режим дня.

— Какие слова и выражения должны стать табу в оставшийся перед школой последний месяц?

— «Вот пойдешь в школу, тогда посмотришь…» «Там с тобой панькаться не будут…». Нельзя запугивать — это вселит в ребенка страх. Как правило, дети хотят в школу — для них это момент взрослости. Не хотят обычно те, кого запугивают.

— Стоит ли ребенка брать на «Школьный базар». Ведь именно там, как правило, будущий первоклассник впервые видит, какой «непосильной ценой» дается школа?

— За рюкзаком и школьной формой, конечно, надо идти вместе. Многие дети четко знают, с какими картинками, какой именно рюкзак они хотят. Ребенок должен чувствовать свою сопричастность к подготовке к школе.

Не стоит откладывать на последний момент покупку школьных принадлежностей. Подготовка к школе должна стать приятным ритуалом. Пусть ребенок сам складывает в рюкзак купленные ручки, тетрадки, карандаши… Но вовлекать его в материальные стороны процесса не стоит.

Как бы не передумал

— Бывает, ребенок с удовольствием идет в школу, а после первых месяцев его отношение меняется. Почему?

— Отношение может измениться, т.к. меняется мотивация. Причины могут быть разные: плохие отношения с одноклассниками, или, как ему кажется, учитель недостаточно хвалит, или мама с папой разводятся и до ребенка им нет дела… Утрата учебной мотивации не всегда носит школьный характер. Чтобы поддержать ребенка, родители и учитель должны сотрудничать. Надо рассказывать о своем ребенке учителю — этим вы поможете ему в работе.

— Надо ли с детьми учить уроки?

— В первом классе уроков не задают, но это не значит, что нет заданий. Родители должны обязательно расспросить ребенка: как было в школе, что у него получалось лучше, что хуже. Самостоятельность ребенка надо поощрять, но если он не справляется, ему следует помочь, особенно в выполнении заданий творческого характера. Это и есть общение родителей с детьми.

— Какова роль школьного психолога в жизни первоклассника?

— К 1 сентября у практического психолога школы есть картина готовности детей к школе. При необходимости практический психолог планирует проведение индивидуальной (реже групповой) работы по развитию познавательной сферы. На протяжении первого месяца специалист обязательно посещает уроки и смотрит, как дети адаптируются в коллективе. В ноябре проводится психолого-педагогический консилиум, на котором рассматриваются вопросы адаптации и намечается коррекционная работа.

— Куда еще можно обратиться за помощью в случае возникновения проблем готовности и адаптации к школе?

— Для родителей, детей и педагогов в отделе практической психологии и социальной работы Информационно-методического центра управления образования и науки Сумского горсовета открыт бесплатный и анонимный консультационный пункт, работает телефон доверия 65-88-89. Можно обращаться в рабочие дни с 8.00 до 17.00. 

view counter
view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.