Чем может помочь специалист данного профиля детям, учителям и родителям в учебно- воспитательном процессе, рассказали "Данкору" победители конкурса.
В этом году психологи впервые составили компанию учителям-предметникам на всеукраинском конкурсе “Учитель года”. За победу в новой номинации и звание "Лучший работник психологической службы города" с 5 по 15 декабря боролись 10 претендентов.
"Мы решили дать возможность проявить себя молодым психологам и не ошиблись — они показали себя настоящими профессионалами", — отметила член жюри Ирина Марченко, психолог школы №29, специалист с тринадцатилетним стажем работы.
Победителей оказалось несколько: Инна Демченко (частная гимназия лингвистики и права) и Наталья Чижиченко (вечерняя школа №14) признаны лучшими школьными психологами, а Галина Тарасенко (детсад №18 "Зарница") и Надежда Титаренко (санаторное дошкольное учебное заведение №24 "Аленка") — дошкольными.
Психологи теперь есть во всех учебных заведениях города. Их задача — сопровождать ебенка с детского сада до школьного выпускного. Более того, Галина Тарасенко начинает заботится о психологическом благополучии своих подопечных, когда они находятся еще в утробе матери. Она занимается с беременными женщинами, обслуживающимися в женской консультации того района, где находится садик, в котором работает. "Отношение к ребенку как к личности со дня его зачатия накладывает отпечаток на его успехи и неудачи в дальнейшем", — уверена Галина Тарасенко.
"Неудачи ребенка — это неудачи взрослых в его воспитании. Львиная доля школьных проблем ребенка обусловлена отношениями в семье", — продолжает Ирина Марченко — Когда в конце учебного полугодия ребенок придет с табелем, где не очень хорошие оценки, не спешите его ругать, прежде всего спросите себя: "Что я сделал для того, чтобы ребенок хорошо учился?"
Клиентами психологов, работающих в школах и детсадах, могут стать не только дети, но и их родители и все члены педагогического коллектива.
Ирина Марченко, член жюри конкурса, психолог школы №29:
— Профессионализм психолога в том, чтобы подвести клиента к желанию изменить себя, а не сетовать на мир, в котором он чувствует себя не комфортно. Мы помогаем найти и понять причину проблемы. Панацеи от всех психологических проблем нет — надо вникать в каждую конкретную ситуацию.
Я бы не сказала, что дети в последнее время стали сверхневротизированными. И дети, и учителя, по большому счету, остались прежними. Разница в том, что теперь все хорошо знают, чем занимаются психологи, и наша работа стала более востребованной. К сожалению, в школьном компоненте нет часов на психологию — это большая ошибка. Занятия приходится проводить после уроков.
Инна Демченко, психолог частной гимназии лингвистики и права:
— Основные причины, побуждающие школьников искать помощи у психолога, — проблемы в отношениях со сверстниками и родителями. И, конечно же, первая любовь. Детям не всегда под силу самостоятельно справиться с этим чувством. Приоритеты меняются в зависимости от возраста. Учеников 5-7 классов больше волнуют отношения в коллективе (в школе или во дворе). Детей более старшего возраста — в семье (с родителями, бабушками и дедушками).
Прослеживается еще одна интересная тенденция: у нынешних школьниц стало модным встречаться с парнями намного старше по возрасту. К нам часто обращаются родители дочерей, напуганные возможными негативными последствиями таких отношений.
Наталья Чижиченко, психолог вечерней школы №14:
– В последнее время детей стали интересовать вопросы здоровья (особенно проблемы СПИДа) и выбора профессии. Раньше такой интерес возникал в более старшем возрасте. Все чаще дети просят психолога помочь проверить их наклонности, способность к тому или иному роду занятий. В психологии для этого существует множество методик.
С помощью психологического сопровождения у человека гораздо больше шансов добиться успеха. По сути, задача психолога и состоит в том, чтобы помочь человеку стать успешным.
Надежда Титаренко, психолог детсада №24 "Аленка":
— Многое в поведении ребенка, вызывающее беспокойство взрослых, объясняется его возрастом. Но беда в том, что родители не знают элементарных азов возрастной психологии.
Простейший пример. Мама гладит по голове своего сына. Реакция со стороны ребенка дошкольного возраста адекватная — ему это нравится. А вот школьник, если это будет происходить на глазах сверстников, скорее всего, оттолкнет руку. Мама расценит это как грубость, а с точки зрения психолога — это естественная реакция ребенка на неправильное поведение взрослого.