Из пункта А в пункт Б

Вернее, из Сум в Москву вот уже двадцать лет путешествует сумчанка Галина Штанько, проводник по профессии и начальник поезда Сумы — Москва.

Ей по долгу службы посчастливилось лично познакомиться с певицей Ларисой Долиной, актрисой Ириной Муравьевой, поэтом и композитором Александром Новиковым, а также с приезжавшим в феврале этого года белорусским гитаристом Валерием Дидюлей.

Кстати, ровно неделю назад — 6 августа — железнодорожники отмечали свой профессиональный праздник, хотя…

— Вообще-то, официально наш профессиональный праздник 4 ноября, но мы, как люди, работавшие на железнодорожном транспорте еще в советские времена, празднуем его дважды (не пропадать же празднику!), — говорит Галина.

Особенности профессии

— Проводнику нужно знать не только свою специальность, но и психологию людей, уметь найти подход к любому пассажиру, ведь люди едут разные, а ладить нужно с каждым. Все они — наши гости, — считает Галина Штанько. — Одному человеку нужен хороший собеседник, другому — «жилетка», приходится быть и тем и другим.
Ведь помимо благодарных пассажиров, красивых закатов и рассветов на протяжении пути, которыми я не перестаю любоваться все двадцать лет работы, бывают и неприятности, и даже трагедии. Так, к примеру, однажды прямо на один из вагонов упал автомобиль, а в другой раз в моем поезде зарезали мужчину, с которым что-то не поделил его попутчик и сразу ударил ножом, попав прямо в сердце. Неприятно и страшновато, конечно, было, но не уходить же из-за этого из профессии? В каждой работе есть свои минусы, к которым, я, например, могу причислить бессонные ночи и отсутствие дома, хотя и этому за свой стаж я уже почти привыкла и втянулась, а потому, даже когда приезжаю домой всего на два дня (у меня смена: два дня в пути, два дня дома), то не отсыпаюсь, а стараюсь переделать все домашние дела — я же еще женщина и хозяйка, а не только проводница. Проводница, которая, кстати, всегда должна быть на высоте и выглядеть безупречно! Для чего я, собственно, перед каждой поездкой специально хожу в парикмахерскую и салон красоты, в общем, навожу марафет, чтобы порадовать себя и, конечно же, пассажиров. К тому же я работаю на самом элитном поезде в Сумах, который представляет наш город в другом государстве, а потому мы должны выглядеть на уровне.

Династия проводников

— Буквально с детства мне была предопределена профессия проводника и ни в чем другом себя я даже не представляла, — рассказывает Галина Штанько. — У меня же вся семья на железной дороге работала: мама — проводником в сумском резерве, папа — обходчиком железнодорожных путей в Сумах, дяди и тети тоже на железной дороге: женщины в основном проводницами, а мужчины — проводниками и электромеханиками на поездах. Сейчас, у меня тоже почти вся родня, кроме двух моих сыновей, работает на железной дороге. Одна моя невестка, к примеру, работает в сумской билетной кассе, другая — проводником, родная сестра — проводницей в в поезде Харьков — Берлин, а двоюродный брат — проводником в Донецке, да и со своим гражданским мужем Юрой я познакомилась в поезде, он был моим пассажиром — ехал из Москвы в Сумы. Восемь лет назад познакомились и до сих пор не разлучаемся. Кстати, после нашего знакомства Юра тоже стал работать у нас. Сейчас — в Сумской дирекции железной дороги.

Но, не смотря на нашу династию проводников, я не очень бы хотела (хотя и не препятствовала бы), чтобы мои сыновья были проводниками. Сейчас они оба работают поварами в одном из сумских ресторанов: старший Андрей — шеф-поваром, а младший Богдан — просто поваром и помощником Андрея заодно. Примечательно, что в детстве я допускала мысль, что могла бы быть не проводником, а поваром, поскольку очень люблю как готовить, так и вкусно есть. Так что можно сказать, сыновья воплотили мою мечту.

Звездные пассажиры

Пожалуй, никто не будет спорить, что одним из преимуществ работы проводника является возможность познакомиться не только с обычными людьми, но и с самыми настоящими звездами, которых многие из нас видят только на телеэкране.

— За время работы на железной дороге мне удалось познакомиться со многими звездами российской и украинской эстрады, — вспоминает Галина Штанько. — Вот, к примеру, приезжала к нам давно уже Ирина Муравьева, ехала она тогда в СВ и, когда вошла в вагон, попросила ее без надобности не беспокоить. Помню, когда я приносила ей чай, то заметила на ней обычную ситцевую ночную рубашку в мелкий цветочек. А еще помню, что она ела свежие огурцы и йогурты, которые взяла с собой. Кстати, многие звезды (это касается в основном женщин) едят в дороге купленные ими самими йогурты, видимо, не доверяют нашей продукции.

Еще вспоминаю, когда-то приезжала к нам с концертом Лариса Долина. Такая серьезная была, тоже, как и все звезды, просила не беспокоить и в благодарность подарила мне свой рекламный буклет с автографом. Интересно было для себя отметить, что не такая уж она и красавица, как кажется по телевизору, на самом деле — маленькая, хрупкая женщина в веснушках. Ну это дамы скрытные, в отличие от известных мужчин, которые нередко сами хотят с проводниками пообщаться, расспрашивают о Сумах, истории города, достопримечательностях и наших городских изюминках. К примеру, Александр Новиков, когда ехал моим поездом, спел несколько песен под гитару для проводников. А Валерий Дидюля, который приезжал к нам в феврале этого года и специально для своей группы и аппаратуры даже закупил целый купейный вагон, общался с нами безо всякой «звездной болезни», более того, дал мне телефон своего администратора и пригласил в Театр им. Щепкина на концерт, но меня, к сожалению, не пустил муж — приревновал.

А вообще, конечно, интересно с такими людьми общаться. Только представьте: все их видят по "ящику", а мы лично знакомы! Правда, по сравнению со своей сестрой Леной, которая работает на поезде Харьков — Берлин, у меня мизерный опыт общения со звездами. Лена, например, удостоилась чести пить кофе с Михаилом Боярским, который, как оказалось, употребляет его в огромных количествах, как и сигареты.
Евгений Петросян подарил Лене свою книгу, а «золотой голос России» Николай Басков пел ей так, что было слышно на весь вагон.

"Поїзд їде, воно лізе..."

Эта и многие другие известные фразы знаменитой проводницы не понаслышке знакомы Галине Штанько, которая хоть и не приветствует подобный стиль общения с пассажирами, но иногда все же к нему прибегает. К примеру, дабы сгладить какой- нибудь конфликт.

— Помню, когда-то давно зимой, в поездах не топили и бывали случаи, когда вода на столе у пассажиров замерзала, а иногда даже волосы примерзали к стенкам вагона — вот в таких случаях нам и приходилось примерять на себя роль Верки Сердючки, чтобы не накалять обстановку, — говорит Галина Штанько. — А вообще, я очень серьезный человек, и если и использовать какие-то приемы, как у Сердючки, то только в психологических целях, ведь моя обязанность не только в целости и сохранности доставить пассажира до места назначения, но и по необходимости быть пассажирам хорошим слушателем или собеседником, ведь все люди и со всеми надо по-человечески общаться.

Оксана Кравченко, газета "Данкор"
Фото

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.