Право на протест

Для разделения демонстраций, митингов и пикетов на санкционированные и несанкционированные в Украине нет законных оснований

Олег Демьяненко

Все митинги априори являются санкционированными, пока нет решения суда о запрете их проведения.

В свою очередь, у украинских судей, в отличие от их российских и белорусских коллег, для запрета мирных собраний, по сути, нет законных оснований, поскольку в Украине не существует законов об организации и проведении митингов и демонстраций. Поэтому запретить законным путем мирно митинговать практически невозможно.

Главный закон — Конституция

Статья 39 Конституции Украины гласит: «Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заранее уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Ограничения реализации этого права могут устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей».

Имеется еще статья 44 Конституции Украины: «Те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.

Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей.

Никто не может быть принужден к участию или неучастию в забастовке.

Запрещение забастовки возможно только на основании закона».

Конституционные положения — это законы прямого действия, т.е. действуют независимо от того, приняты ли законы, детализирующие эти положения, или нет. В Украине, как и в ряде других стран, второй случай — специального закона о собраниях нет.

Отсюда вытекает

1. В Украине действует не разрешительный, а уведомительный принцип организации мирных собраний. Т.е. можно подать уведомление о собрании и, если нет судебного запрета, его можно проводить.

2. Ограничить право мирных собраний может исключительно суд — только в соответствии с нормами законодательства и только в обозначенных Конституцией случаях: интересы национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. (Как видим, отсутствие уведомления о собрании в этот перечень не входит.)

3. Поскольку ни Конституция, ни какой-либо другой закон Украины, ни один договор Украины не определяют ограничений для реализации свободы собраний не гражданам Украины, то ино-странцы и лица без гражданства, согласно ст.26 Конституции Украины, имеют те же права на свободу мирных собраний, что и граждане Украины.

Что касается несовершеннолетних и недееспособных, то ни одно положение Конституции или законов Украины не содержит ограничения их права на свободу собраний. В частности, ст. 15 Конвенции ООН о правах ребенка (ратифицирована ВР в 1991 г.) указывает: права детей на свободу собраний и ассоциаций не подлежат никаким ограничениям, не указанным в законодательстве.

4. Из части 1 ст. 92 Конституции вытекает, что реализация свободы собраний в Украине может определяться только ЗАКОНАМИ Украины, а не другими актами. Т.е. органы исполнительной власти или местного самоуправления (правительства, МВД, облгосадминистраций, местных советов или их исполкомов) не имеют права принимать какие-либо акты, регулирующие мирные собрания.

5. Ст. 39 Конституции прямо не устанавливает запрет или ограничение свободы собраний в случае, если уведомление о собрании не было подано. Т.е. можно действовать по принципу: гражданам разрешено все, что не запрещено. Собрание является законным, даже если уведомление о нем не было подано. Такого мнения придерживаются эксперты Венецианской комиссии: «Отсутствие сообщения не приводит к автоматическому запрету собрания».

6. Конституция не устанавливает никаких требований к форме уведомления о собрании. Значит, возможные требования органов местного самоуправления (к примеру, указать персональные данные организаторов и пр.) не являются конституционными. Уведомления о собрании, таким образом, могут быть не только письменными, а и устными, подаваться через средства связи (телеграф, телефон, Интернет и пр.)

Можно не уведомлять

На этот счет (заблаговременное уведомление о проведении собрания) есть решение Конституционного суда Украины от 19 апреля 2001 года, из которого вытекает: конкретный срок заблаговременного уведомления о собрании является предметом законодательного регулирования, т.е. должен устанавливаться ЗАКОНОМ Украины. На сегодняшний день ни один закон не устанавливает конкретный срок заблаговременного уведомления. Поэтому уведомление даже за 5 минут до начала собрания является конституционным и законным.

Международное право в области прав человека заблаговременное уведомление трактует как служащее для того, чтобы государственные органы содействовали собранию («скорая», милиция и пр.), а не как предоставление времени для его запрета.

Стихийные митинги, которые могут не иметь организаторов (к примеру, в Сумах после ДТП на ул.Харьковская, когда люди сами задержали виновника гибели двух людей), эксперты ОБСЕ рекомендуют считать законными и рассматривать как ожидаемый (а не исключительный) признак зрелой демократии. А власть, в свою очередь, всегда должна обеспечивать защиту любого стихийного собрания и содействовать его проведению при условии сохранения мирного характера.

При подаче уведомлений о двух или более собраниях в одно и то же время в одном и том же месте обязанность государственных органов — обеспечить проведение и охрану каждого из них. А судебный запрет публичного собрания только лишь на основании того, что оно проводится в одном и том же месте в одно и то же время с другим собранием, расценивается как не-пропорциональное решение.

Кроме того, свободы собраний касается статья 315 Гражданского кодекса Украины, не содержащая ничего нового по сравнению с Конституцией, и Закон Украины о выборах. Примечательно: положения Закона Украины о выборах в местные советы 8 апреля 2014 года были доработаны парламентариями, и теперь разбивка палаток с целью предвыборной агитации не требует ни уведомления органов власти, ни получения разрешения этих органов.

В чем противоречия

В украинском законодательстве нет обозначения понятий «собрание» или «мирное собрание». Но такое обозначение есть в Уставе патрульно-постовой службы милиции Украины. Но Устав — это всего лишь ведомственный документ МВД, а не законодательный акт, поэтому не может использоваться для регулирования свободы со-браний. Тем более что положения Устава, касающиеся «массовых мероприятий», были написаны еще до принятия Конституции Украины и содержат нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР (несуществующей страны!), которые противоречат Конституции Украины. В частности отсюда такой анахронизм, как понятие «санкционированные и несанкционированные митинги».

Местные власти иногда используют положение об установлении МАФов для запрета палаток и палаточных городков, разбитых протестующими, в то время как разбивка таких палаток (не с целью коммерческой деятельности) должна рассматриваться в соответствии с конституционными нормами о свободе мирных собраний. Т.е. палатки не являются архитектурной формой и получение разрешения на их установку законом не предусмотрено.

Суды могут ограничивать свободу собраний на основании «интересов национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей». Но при этом международные документы требуют, чтобы такие ограничения были наложены только на установленные законом и необходимые в демократическом обществе (Конвенция по защите прав и основополагающих свобод, ст.11; Международный пакт о гражданских и политических правах).

По материалам тренинга «Свобода мирных собраний. Украинское законодательство и практика» (Институт «Республика», Сумы, 29 августа 2014)

Справка

Мониторинги протестов, которые проводит Институт «Республика» и Центр исследований общества, свидетельствуют о ежегодном росте количества митингов и демонстраций в Украине. По данным МВД, в 2000 году состоялось 18,5 тыс. массовых мероприятий, а в 2012-м — 235,7 тыс. Год от года становится больше протестных акций с социальными требованиями.

Для украинцев свобода собраний стала эффективнейшим (возможно, единственным) механизмом защиты своих социальных и гражданских прав. Именно благодаря массовым митингам украинцы не раз изменяли свою страну: студенческая голодовка (1990), акция «Украина без Кучмы» (2000-2001) «оранжевые» события (2004), «налоговый Майдан» (2010), Майдан (2013-2014)… Ни одно из перечисленных событий не обошло Сумы плюс эксклюзивный сумской успешный опыт протеста — «студенческая революция на траве».

Уже понятно, что после «Евромайдана» рано ставить точку в протестном движении, поэтому участникам будущих митингов и демонстраций, а также представителям власти полезно знать правовую базу.

В этом может помочь пособие «Свобода собраний в Украине», презентованное в Сумах Институтом «Республика» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Сборник в 230 страниц формата А4 содержит положения национального законодательства, ссылки на международные декларации и конвенции, а также отечественные и зарубежные прецедентные решения (в частности, Европейского суда) относительно свободы мирных собраний.

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.