Бразилия в Сумах

Что бы вы подумали, увидев на улице круг людей в белых одеждах, поющих что-то на непонятном языке?

Как говорит один из "круга", Дмитрий Титов, многие шепчутся: «Секта!» — и с опаской обходят их стороной. Но стоит на минуту остановиться и вслушаться в ритм песен, как тут же перед глазами возникает палящее солнце Бразилии, песчаный пляж на берегу океана, сильные мужчины… капоэйра.

Это невероятно красивое боевое искусство — такой же неотъемлемый атрибут бразильской культуры, как футбол, карнавал в Рио-де- Жанейро, телесериалы или кофе. С недавних пор капоэйра появилась и в Сумах.

Около года назад 25-летний Дмитрий Титов возглавил в нашем городе филиал группы Rabo de Arraia и теперь учит капоэйре сумчан. В его группе тренируется чуть больше 20 человек. Большинство — студенты сумских вузов. Самому старшему сумскому капоэйристу 25, самому младшему — 14. Кстати, среди увлеченных капоэйрой половина — девчонки. Обычно занятия проходят в спортивных залах, но летом сумские «бразильцы» иногда выходят и на городские пляжи и лужайки.

Мы встретились с капоэйристами на лужайке в районе улицы СКД и поговорили с Дмитрием Титовым.

Только сильнейшие

Помните фильм «Только сильнейшие» (1993), где Марк Дакаскас, инструктор боевых искусств, вернувшись домой из Бразилии, начинает учить трудных подростков капоэйре и борется с молодежными бандами? Cоздатели кино и не предполагали, что сделают столь удачную рекламу капоэйре.

— Одним из первых сумчан, занявшихся капоэйрой, был мой друг Валентин Варенников.
Он пытался тренироваться сам, но одному не очень удобно. Вот и предложил мне, — рассказывает Дмитрий. — Я на тот момент был человек совершенно не спортивный, в школе по физкультуре имел «четверку» с натяжкой. К нам присоединился сосед Валика по лестничной площадке. Это было шесть лет назад. Нашли полянку для тренировок, за аэропортом. Начали заниматься в конце марта, первые тренировки у нас проходили на снегу (тогда у нас еще были зимы). Какие-то движения в фильмах подсмотрели, что-то из интернета черпали, половину выдумывали. Поначалу нас было очень мало, и мы все шутили: «У нас не хватает народу на роду». Рода — это круг людей, играющих в жогу — игру капоэйра. Прошло два-три месяца, и стали присоединяться знакомые, товарищи, однокурсники. Занимались и в детском парке, и в «Романтике»… Сейчас чаще всего тренируемся по вечерам в спортзале. Больше года назад Валентин уехал в Киев, и теперь группой руковожу я.

«Побывать в Бразилии — это как найти Грааль»

— Для капоэйриста побывать на родине капоэйры — это как поездка к святому Граалю. Есть вещи, до которых самостоятельно можно идти очень долго, а там подобные поиски осуществляются легче и быстрее. Валентин ездил в Бразилию и целый месяц жил в ее столице. Тренировался с бразильцами, видел настоящую уличную капоэйру, как говорится, "прикоснулся к истоку сухими губами". Надеемся, мы тоже осуществим эту мечту.

В апреле прошлого года мы вошли в группу капоэйристов "Rabo de Arraia", имеющую отделения в Бразилии, Испании и в Украине. Бразилец мэштрэ Балу — наш учитель — несколько раз в год устраивает семинары в Украине. Он привозит с собой старших учеников, мы съезжаемся, и они передают нам свои знания, а потом уже в Сумах мы это отрабатываем. Балу организатор мирового чемпионата по капоэйре, в котором принимают участие до 30 тыс. человек! Побывать там — наша мечта, но пока мы все только ученики.

Душа капоэйры

«И пришел негр с беримбау в руке, и рода началась…» — поется в одной из песен капоэйры. Песни и музыка — один из главных атрибутов капоэйры, без которых она как искусство просто не может существовать. Каждый капоэйрист знает, что, не умея играть на музыкальных инструментах и не зная песен, вряд ли пройдет посвящение.

Настоящая капоэйра начинается с того, что много людей становятся в круг (роду) и 3–4 капоэйриста играют на музыкальных инструментах. Для европейцев эти инструменты настоящая экзотика: атабак — высокий барабан, бразильский бубен пандейру и, наконец, душа капоэйры беримбау — самый главный музыкальный инструмент внешне напоминающий охотничий лук.

Песни в капоэйре исполняются на португальском языке. Сумские капоэйристы не отстают от бразильских — разучили тексты на португальском и приобрели специальные музыкальные инструменты.

— Вначале мы играли на самодельных инструментах: узнали, из чего и как их делают, и сварганили себе что-то подобное. А потом появилась возможность под заказ получить из Бразилии настоящие. Основной инструмент — беримбау. Он создает соответствующий настрой, устанавливает ритм и характер поединка. По одному мановению руки играющего на беримбау жесткая схватка превращается в безобидное состязание по акробатике. Как говорят старые мастера, беримбау учит, — рассказывает Дмитрий.

Тексты песен капоэйристов разные: незатейливо наивные, философские, исторические.
Вот, к примеру, самая известная песня: «Парана-э, Парана –э, Парана!» Парана — это река, протекающая в Бразилии и Парагвае. Когда-то между Бразилией и Парагваем была война. Бразильские колонизаторы пообещали рабам: «Если вы поможете нам победить, мы дадим вам свободу». Рабы помогли, колонизаторы победили, но свободу рабам никто не дал. Об этом и поется в песне. А есть песни такого содержания: «Дерево, какое огромное дерево, если это огромное дерево может упасть, разве не могу упасть я».

— В капоэйре музыка и люди, стоящие в роде, создают особую атмосферу, энергию, называемую Аше, — продолжает Дмитрий. — Оркестр (возможно, громкое название для нескольких человек, но так уж называются музыканты) и люди в роде своим пением и музыкой питают игроков, дают им Аше, и те начинают играть лучше. Если игроки хороши, они передают часть своей энергии людям, стоящим в роде.
Философию Аше проще выразить словами: "Для того чтобы получить, нужно сначала отдать".

Историческая справка: Что в имени твоем

Капоэйра не просто боевое искусство — это игра, в которой переплетены борьба, танцы, зажигательная музыка, песни - особый способ жизни, особая культура.

На вопрос, что означает слово «капоэйра» однозначного ответа нет. Существует несколько версий. Дмитрий Титов привел одну, которую сумские капоэйристы считают самой логичной:

— 1500 год. Португальцы высадились в Бразилии и стали заставлять индейцев работать, но те убегали. Тогда португальцы начали завозить рабов из Африки.
(Кстати, есть стиль капоэйры «Ангола».) Вероятнее всего, именно рабы из Анголы и стали родоначальниками этого боевого искусства. Африканские рабы тоже начали убегать с плантаций колонизаторов, прятались в джунглях, сооружали там бараки (киломбуш). Плантаторы отправляли целые отряды на их поиски. Когда к киломбуш подходили войска португальцев, беглецы выпрыгивали из зарослей капима и атаковали их ударами ног, рук, головы. Такой вид нападения у европейцев стал ассоциироваться с этим растением. А на языке бразильских аборигенов оно называлось капоэйра.

По теме: Секреты беримбау

Беримбау состоит из древка длиной около полутора метров и 2–2,5 см в диаметре, струны и резонатора, которым служит полая бутылочная тыква, по-португальски — кабеса (голова). В Бразилии древко для этого инструмента изготовляют из дерева бериба, отсюда и название инструмента. Струну в наше время обычно делают из корда старых автопокрышек, а в древности для этого использовались сухожилия и внутренности животных.

Беримбау обычно держат левой рукой, вместе с камнем или монетой, служащей медиатором. Беримбау издает звук при ударе по струне деревянным прутиком длиной около 30 см (бакета). Палочку зажимают в правой руке. В ней же держат погремушку (кашиши) — коробочку, сплетенную из соломы, внутрь которой насыпаны сушеные бобы или мелкая галька. Шуршащий аккомпанемент кашиши обогащает звучание беримбау.

В старые времена на торце беримбау укреплялось обоюдоострое лезвие, делая инструмент опасным оружием: В «момент истины» оно могло из музыкального инструмента превратиться в боевую косу. Таким образом в нем, как и в самой капоэйре, сочетались музыка и смерть, танец и схватка, красота и жестокость.

Рассказывают, что в некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть детям: считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка «в страну, откуда нет возврата». А на Кубе этот инструмент, носящий название бурумбумба, используется для общения с духами прародителей.

Елена Адаменко, газета "Данкор"
Фото

Комментарии

Валентин Вареников

Да, длинная, но достаточно информативная, статья. -:)
Жаль, фотографий мало. Помнится мне, когда статья делалась, то фотограф отщелкал их немало - до полусотни. Ванька, бедный, скакал до седьмого пота, да и другие ребята напряглись изрядно, а фото - всего две. АБЫДНО.-:)

Дима, за что ты украл у меня почти два года стажа в Капоэйре?-:) Лично я начал заниматься в октябре 2000 года, а в марте 2001 года МЫ уже вышли заниматься на поляну. А сейчас как вроде 2008-й уже. -:))

И еще: Беримбау по 100 долларов (!!!)- хорошая идея -:))))

null

Валентин, никто ничего у тебя не крал))))

Это ведь была статья про Капоэйру в Сумах, а не про тебя)). И лично Мы (т.е. ты и Костя) вышли на поляну 21-го марта 2002-го года, а я к Вам присоединился 23-го числа. Вспомни, ведь мы тогда уже учились на 2-м курсе. И подтягивали кое-какие показатели как раз к последнему зачёту.))

Cantador

C кабесой - это перегиб. КабАса Smile А то еще подумают, что черепа сверлили и в качестве резонатора прикладывали... бр!
P.S. Не знал, что мое беримбау 100 долл стоит Smile Значит недоплатил я :Р

view counter
view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.