Блоги

Лучше каждый год ходить на выборы, чем на баррикады!

15 октября 2014 года – эта дата войдет в новейшую историю нашей страны. В этот день в Украине был опубликован закон «Об очищении власти» (о люстрации).

Сергей Лебеденко, реформы, выборы201415 октября 2014 года – эта дата войдет в новейшую историю нашей страны. В этот день в Украине был опубликован закон «Об очищении власти» (о люстрации). Принятый Закон определяет правовые и организационные основы проведения проверки чиновников «с целью восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами».

Закон вступает в силу на следующий день после его опубликования. Проведение люстрации государственных чиновников стало одним из требований участников Майдана и одним из важнейших его достижений.

По оценкам некоторых аналитиков на проведение люстрации уйдет 2-3 года.

Идея люстрации не нова и апробирована – страны бывшего соцлагеря, в которых пали коммунистические режимы, прошли через очистку госаппарата. Основным критерием, по которому фильтровались чиновники, было сотрудничество с Компартией и КГБ (либо аналогичными спецслужбами этих стран). 

В нашей стране еще в феврале 2005, после победы «Оранжевой революции», СМИ сообщали о разработке сразу двух законопроектов о люстрации. Но эти законопроекты «потерялись и забылись», так как были опасны для чиновников и функционеров.

Вот здесь и возникают вопросы:
Как народу Украины поддержать люстрацию, чтобы она незаметно не затихла через какое-то время?
Как проконтролировать, чтобы власть была полностью очищена?
Как ускорить процесс люстрации, ведь 2-3 года это достаточно продолжительный срок?
Как сделать, чтобы чиновники, которые вовремя «спрятались», не попали в свои кресла через какое-то время?

Именно эти вопросы и рождают определенные сомнения в том, что процесс люстрации не будет проводиться «для галочки».

Не секрет, что доверие людей к власти разрушено, начатые реформы воспринимаются с долей сомнения в их эффективности. А касательно люстрации и вовсе высказываются опасения, что люстраторов могут подкупить (учитывая уровень коррупции в нашей стране и финансовые возможности коррупционеров)…

Для возобновления доверия к власти, для ускорения процесса очищения власти и непосредственного участия в нем народа, мы предлагаем простой и эффективный механизм: ежегодные выборы не только депутатов, но и функционеров!

Причем функционеров местных: районных, городских, областных! Если чиновников самого высокого уровня Люстрационный комитет сможет проверить достаточно быстро и квалифицированно, то чиновники на местах и местные суды, «прикрывая» друг друга, могут занять круговую оборону. Миллионная чиновничья армия вряд ли сдастся без боя.

Мы считаем, что только ежегодные выборы депутатов и функционеров смогут поддержать, дополнить и усилить люстрацию.

Люди на местах обычно знают кто и за сколько купил себе должность, знают сколько стоит решение того или иного вопроса, кто и кого «крышует» - как известно, «шила в мешке не утаить». И если люстраторов гипотетически можно подкупить или обмануть, то избиратели на местах не выберут продажных и неэффективных функционеров на новый срок! Таким образом, нечестные, коррумпированные, да и просто непрофессиональные чиновники будут отстранены от власти цивилизованным и мирным способом.

Ежегодные выборы помогут наладить диалог и взаимодействие между властью и народом, позволят за 2-3 года подобрать профессиональных менеджеров и тогда, избиратели, возможно, смогут сами решать - продлевать срок пребывания на должности чиновника, чья честность и компетентность не вызывает больше сомнений.

Будет достигнуто согласие между заинтересованными сторонами: «заказчиком услуги» - народом и «исполнителем» - чиновником. При этом практически исключена коррупционная составляющая при назначении чиновника на должность: он будет выбираться народом, соответственно «подкупить» своих избирателей сможет только своими деловыми качествами, честностью и профессионализмом. И избираться чиновник будет на короткий срок – 1 год, таким образом, подкуп другими методами, которые иногда применяются на выборах, станет экономически нецелесообразным.

Максимально эффективным нам представляется именно сокращение количества участников процесса: заказчик услуги – исполнитель.

Наше предложение базируется на научных трудах ученых, в частности на работах Р. Г. Коуза. Мировое сообщество пришло к такому выводу еще много лет назад. Известный ученый Р. Г. Коуз сформулировал принцип успешного взаимодействия государства и народа, за что получил Нобелевскую премию и доказал, что государство не способно оптимально разрешать вопросы экстерналий (внешних эффектов). Оно не может правильно оценить размеры внешних издержек, не может сопоставить расходы и выгоду, согласовать интересы сторон. Его участие в таких процессах требует немалых затрат. Следовательно, решить проблему можно только путем соглашения между заинтересованными сторонами. В случае целой страны – это между властью и людьми. Народ, как и положено, должен выступать заказчиком услуг,  а депутаты и чиновники – исполнителями. Чтобы достичь такого взаимодействия, необходимо поменять действующую в государстве систему. 

Обобщив мировой опыт и науку, можно провести очищение власти максимально эффективно, в более короткие сроки, наладить взаимодействие между гражданами Украины и властью и сформировать управленческий аппарат из честных профессионалов, выбранных народом.

view counter
view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.