Красота на стенах

Искусство, которое еще в XIX в. можно было встретить только в царских палатах и богатых храмах, в советское время во всей красе расцвело на стенах общественных зданий. Речь идет о мозаике

Начало сумской мозаики

Сумская мозаика начала развиваться после Великой Отечественной войны. До этого подобную роскошь могли позволить себе только большие города, да и то лишь для оформления самых значительных сооружений, вроде первых станций Московского метрополитена. Причина — дороговизна смальты (особого рода цветное стекло) — основного материала для мозаик того времени. Зато с 1960-х гг., когда для мозаики стали использоваться более доступные материалы, она шагнула в массы, охватив не только областные и районные центры, но и сельскую местность.

Увы, сегодня часть советского монументального искусства, в т.ч. мозаика, по разным причинам в значительной мере загублена. В то же время множество шедевров и просто хороших работ продолжают радовать глаз, разбавляя скудость архитектурных форм зданий, построенных в эпохи «оттепели» и «застоя».

Образцом первых сумских мозаик может служить та, которая сохранилась на первом этаже ЦУМа (построен в 1965 г.). В центре композиции — девушка с химической колбой в руке, на заднем плане — силуэты рабочих и заводских построек. Что означает этот сюжет? Что торговля призвана удовлетворять потребности трудящихся? А может, здесь был отдел химических товаров? Сейчас уже трудно ответить, как и установить имя автора мозаичного панно.

Подобная мозаика находилась в холле Кинотеатра им. Шевченко (теперь там фастфуд «McFoxy»).

Сумской художник-монументалист Николай Жулинский считает эти работы только «первыми пробами мозаики».

Больше мозаики

Образец более совершенной мозаики конца 70-х — начала 80-х гг. XX века мы можем видеть на фасаде здания бывшего главпочтамта, теперь занимаемого «Укртелекомом» и другими организациями. Это типичный пример мотивов советской мозаики: дружба народов, объединенных радостным социалистическим житьем-бытьем (три руки лелеют серп и молот на фоне солнца); начавшееся покорение космоса (звезды) и пр. Ее дополняет стоящая рядом бетонная стела причудливой формы, тоже покрытая мозаикой со «звездным» сюжетом.

Н. Жулинский не помнит, кто создал мозаику на главпочтамте, но отмечает: скорее всего, это были не профессиональные монументалисты, т.к. мозаика не вполне вяжется с архитектурным обликом здания.

В начале 80-х гг. в Сумах начали работать художники, получившие образование монументалистов. Таковых, по словам Н. Жулинского, было несколько, но прочно в Сумах обосновались трое: Валерий Эйсмонт, Александр Садовский и сам Жулинский. А вот создатели замечательной рельефной мозаики, украшающей стену аптеки на ул. Харьковская, художник Моргунов с супругой, переехали жить и работать в другой город.

История одного панно

Хорошо запомнилось Н. Жулинскому его участие в работе над мозаичным панно, украшающим фасад детской больницы на Троицкой.

— Автор эскиза этого панно — Валерий Эйсмонт, — рассказывает Николай Васильевич. — Но сам Эйсмонт как-то не очень увлекся им, потому что не было материалов — ни смальты, ни плитки подходящих цветов. А мне, как молодому художнику, хотелось себя проявить. Поэтому я начал экспериментировать с плиткой на кирпичном заводе, который находился на Курской, — пытался подобрать цветовую палитру, доставал красители, в т.ч. на фарфоровом заводе, еще где-то, потом смотрел, что получается на плитке — ведь после обжига цвет кирпича меняется.

Пытаясь получить плитку нужных цветов, наш собеседник провел в цеху июнь 1986 г. Затем, используя размеры, указанные в архитектурных чертежах здания, Н. Жулинский перенес эскиз В. Эйсмонта на картон, чтобы затем приложить его к стене и скопировать рисунок. Но, когда это попытались сделать, оказалось: в реальности стена на два метра ниже, чем указано в чертежах, а верхняя часть на 40 см уже, чем нижняя. «Ноги центральной фигуры поместились только по колено, — рассказывает Н. Жулинский. — Мы сняли картон, и я уже рисовал непосредственно на стене. Но, так как у стены стояли леса, увидеть результат было нельзя. Поэтому пришлось делать человеческие фигуры, высчитывая их пропорции по художественным канонам». Закончили панно в октябре. Над ним трудилась целая бригада художников.

Мозаика: продолжение

К шедеврам сумской мозаики Н.Жулинский относит работу А. Садовского, которая вместе с рельефными колоннами украшает здание «Сумыстандартметрологии» на Харьковской. Это абстрактная композиция, которая делает здание, построенное по типовому проекту в 1989 г., не похожим ни на какое другое.

В эпоху Независимости монументальное искусство в Сумах заглохло. Правда, не совсем. В 2008 г. на фасаде Спасо-Преображенского собора (на Соборной) появилась мозаика высокого художественного уровня — иконы святых князя Владимира и княгини Ольги работы Константина Орлова. Интересно, что автор взял за основу уже существующие лики этих святых: образ Ольги был навеян картиной художника Нестерова, а Владимира — очень старой иконой, на которой изображение было едва различимо.

К. Орлову помогала его ученица Наталья Нестеренко. Мозаичные иконы созданы из обрезков стекла витражной студии «Стиль Тиффани», где в то время работал К. Орлов. Как в смысле религиозного сюжета, так и в плане материала эта мозаика приближается к образцам мозаики времен Ломоносова и ее возрождения в XIX в., когда вместо обычных икон в Исакиевском соборе в Петербурге были сделаны мозаики из смальты.

Погибшие и погибающие

Увы, мозаика на Спасо-Преображенском соборе, возможно, единственная созданная в городе за последние двадцать с лишним лет. А многие мозаики советского периода уже погибли или постепенно разрушаются. Печальный пример — мозаика В. Эйсмонта на здании летней эстрады в Парке им. Кожедуба. Нижняя часть панно уже отвалилась, остальное тоже, видимо, спасти не удастся. Замечательная мозаика сохранилась на загубленной летней эстраде в парке «Сказка» (автор А.Садовский), но ей, как и остаткам постройки, которую она украшает, существовать, видимо, осталось недолго.

Когда-то фасад кинотеатра «Октябрь» на ул. Баумана украшало большое панно на тему революции художника Ивана Наталухи. Когда здание отдали городскому Центру занятости и его отремонтировали, панно исчезло.

«К нам приходили, консультировались, имеет ли мозаика художественную ценность, — рассказывает Н. Жулинский. — Мы говорили, что не надо ее уничтожать. Не знаю, что они с ней сделали — то ли убрали, то ли закрыли»...

После перехода помещения Кинотеатра им. Шевченко в распоряжение ночного клуба «Фортуна» пропала и мозаика в холле. Флорентийская мозаика (из натурального камня) на железнодорожном вокзале тоже пропала. А вот в сортировочном отделении «Укрпочты», расположенном рядом с вокзалом, большая мозаика на тему Сум. Правда, простым смертным доступ в отделение закрыт, поэтому любоваться красотой может не каждый.

В общем, сегодня мозаика, как и монументальное искусство в целом, перестала быть актуальной, уступив место малозатратным стандартным решениям с применением «евроматериалов» — раз, и готово! Кто сегодня несколько месяцев будет возиться с каким-то панно?!

Возможно, такие недешевые заказы и делают, но уже не для общественных зданий, а для частных особняков. Но нам-то от этого какая радость?

Олег Гурин

Мозаика всегда была самым красивым декоративным матерлалом. Посмотрите здесь https://magia-mozaiki.ru/mozaika/steklyannaya более 2300 видов стеклянной мозаики. 

Ну как, кому какой цвет и размер нравится больше всего?   

Ольга Смирнова

Здравствуйте, посоветуйте, где найти магазин товаров для художников. Подскажите варианты

 
Ден Максимов

Привет, если вам нужно приобрести такие товары, то воспользуйтесь сервисом, который называется  http://m-tvortsa.ru ,вы сможете без проблем найти интересные решения.

 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.