Сумская мозаика начала развиваться после Великой Отечественной войны. До этого подобную роскошь могли позволить себе только большие города, да и то лишь для оформления самых значительных сооружений, вроде первых станций Московского метрополитена. Причина — дороговизна смальты (особого рода цветное стекло) — основного материала для мозаик того времени. Зато с 1960-х гг., когда для мозаики стали использоваться более доступные материалы, она шагнула в массы, охватив не только областные и районные центры, но и сельскую местность.
Увы, сегодня часть советского монументального искусства, в т.ч. мозаика, по разным причинам в значительной мере загублена. В то же время множество шедевров и просто хороших работ продолжают радовать глаз, разбавляя скудость архитектурных форм зданий, построенных в эпохи «оттепели» и «застоя».
Образцом первых сумских мозаик может служить та, которая сохранилась на первом этаже ЦУМа (построен в 1965 г.). В центре композиции — девушка с химической колбой в руке, на заднем плане — силуэты рабочих и заводских построек. Что означает этот сюжет? Что торговля призвана удовлетворять потребности трудящихся? А может, здесь был отдел химических товаров? Сейчас уже трудно ответить, как и установить имя автора мозаичного панно.
Подобная мозаика находилась в холле Кинотеатра им. Шевченко (теперь там фастфуд «McFoxy»).
Сумской художник-монументалист Николай Жулинский считает эти работы только «первыми пробами мозаики».
Образец более совершенной мозаики конца 70-х — начала 80-х гг. XX века мы можем видеть на фасаде здания бывшего главпочтамта, теперь занимаемого «Укртелекомом» и другими организациями. Это типичный пример мотивов советской мозаики: дружба народов, объединенных радостным социалистическим житьем-бытьем (три руки лелеют серп и молот на фоне солнца); начавшееся покорение космоса (звезды) и пр. Ее дополняет стоящая рядом бетонная стела причудливой формы, тоже покрытая мозаикой со «звездным» сюжетом.
Н. Жулинский не помнит, кто создал мозаику на главпочтамте, но отмечает: скорее всего, это были не профессиональные монументалисты, т.к. мозаика не вполне вяжется с архитектурным обликом здания.
В начале 80-х гг. в Сумах начали работать художники, получившие образование монументалистов. Таковых, по словам Н. Жулинского, было несколько, но прочно в Сумах обосновались трое: Валерий Эйсмонт, Александр Садовский и сам Жулинский. А вот создатели замечательной рельефной мозаики, украшающей стену аптеки на ул. Харьковская, художник Моргунов с супругой, переехали жить и работать в другой город.
Хорошо запомнилось Н. Жулинскому его участие в работе над мозаичным панно, украшающим фасад детской больницы на Троицкой.
— Автор эскиза этого панно — Валерий Эйсмонт, — рассказывает Николай Васильевич. — Но сам Эйсмонт как-то не очень увлекся им, потому что не было материалов — ни смальты, ни плитки подходящих цветов. А мне, как молодому художнику, хотелось себя проявить. Поэтому я начал экспериментировать с плиткой на кирпичном заводе, который находился на Курской, — пытался подобрать цветовую палитру, доставал красители, в т.ч. на фарфоровом заводе, еще где-то, потом смотрел, что получается на плитке — ведь после обжига цвет кирпича меняется.
Пытаясь получить плитку нужных цветов, наш собеседник провел в цеху июнь 1986 г. Затем, используя размеры, указанные в архитектурных чертежах здания, Н. Жулинский перенес эскиз В. Эйсмонта на картон, чтобы затем приложить его к стене и скопировать рисунок. Но, когда это попытались сделать, оказалось: в реальности стена на два метра ниже, чем указано в чертежах, а верхняя часть на 40 см уже, чем нижняя. «Ноги центральной фигуры поместились только по колено, — рассказывает Н. Жулинский. — Мы сняли картон, и я уже рисовал непосредственно на стене. Но, так как у стены стояли леса, увидеть результат было нельзя. Поэтому пришлось делать человеческие фигуры, высчитывая их пропорции по художественным канонам». Закончили панно в октябре. Над ним трудилась целая бригада художников.
К шедеврам сумской мозаики Н.Жулинский относит работу А. Садовского, которая вместе с рельефными колоннами украшает здание «Сумыстандартметрологии» на Харьковской. Это абстрактная композиция, которая делает здание, построенное по типовому проекту в 1989 г., не похожим ни на какое другое.
В эпоху Независимости монументальное искусство в Сумах заглохло. Правда, не совсем. В 2008 г. на фасаде Спасо-Преображенского собора (на Соборной) появилась мозаика высокого художественного уровня — иконы святых князя Владимира и княгини Ольги работы Константина Орлова. Интересно, что автор взял за основу уже существующие лики этих святых: образ Ольги был навеян картиной художника Нестерова, а Владимира — очень старой иконой, на которой изображение было едва различимо.
К. Орлову помогала его ученица Наталья Нестеренко. Мозаичные иконы созданы из обрезков стекла витражной студии «Стиль Тиффани», где в то время работал К. Орлов. Как в смысле религиозного сюжета, так и в плане материала эта мозаика приближается к образцам мозаики времен Ломоносова и ее возрождения в XIX в., когда вместо обычных икон в Исакиевском соборе в Петербурге были сделаны мозаики из смальты.
Увы, мозаика на Спасо-Преображенском соборе, возможно, единственная созданная в городе за последние двадцать с лишним лет. А многие мозаики советского периода уже погибли или постепенно разрушаются. Печальный пример — мозаика В. Эйсмонта на здании летней эстрады в Парке им. Кожедуба. Нижняя часть панно уже отвалилась, остальное тоже, видимо, спасти не удастся. Замечательная мозаика сохранилась на загубленной летней эстраде в парке «Сказка» (автор А.Садовский), но ей, как и остаткам постройки, которую она украшает, существовать, видимо, осталось недолго.
Когда-то фасад кинотеатра «Октябрь» на ул. Баумана украшало большое панно на тему революции художника Ивана Наталухи. Когда здание отдали городскому Центру занятости и его отремонтировали, панно исчезло.
«К нам приходили, консультировались, имеет ли мозаика художественную ценность, — рассказывает Н. Жулинский. — Мы говорили, что не надо ее уничтожать. Не знаю, что они с ней сделали — то ли убрали, то ли закрыли»...
После перехода помещения Кинотеатра им. Шевченко в распоряжение ночного клуба «Фортуна» пропала и мозаика в холле. Флорентийская мозаика (из натурального камня) на железнодорожном вокзале тоже пропала. А вот в сортировочном отделении «Укрпочты», расположенном рядом с вокзалом, большая мозаика на тему Сум. Правда, простым смертным доступ в отделение закрыт, поэтому любоваться красотой может не каждый.
В общем, сегодня мозаика, как и монументальное искусство в целом, перестала быть актуальной, уступив место малозатратным стандартным решениям с применением «евроматериалов» — раз, и готово! Кто сегодня несколько месяцев будет возиться с каким-то панно?!
Возможно, такие недешевые заказы и делают, но уже не для общественных зданий, а для частных особняков. Но нам-то от этого какая радость?
Всего тем на форумах 170053
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 64996
Последний зарегистрированный пользователь prometej
Grinii
Мозаика всегда была самым красивым декоративным матерлалом. Посмотрите здесь https://magia-mozaiki.ru/mozaika/steklyannaya более 2300 видов стеклянной мозаики.
Ну как, кому какой цвет и размер нравится больше всего?
detworks
Здравствуйте, посоветуйте, где найти магазин товаров для художников. Подскажите варианты
Klopasha
Привет, если вам нужно приобрести такие товары, то воспользуйтесь сервисом, который называется http://m-tvortsa.ru ,вы сможете без проблем найти интересные решения.