Во-первых, стоимость проезда в автобусах увеличилась с гривни до двух, так как их под шумок приравняли к маршруткам. Во-вторых, многим сумчанам теперь приходится ездить с пересадкой, так как количество прямых маршрутов сократилось.
Не каждому довелось послушать, что говорили в воскресенье вечером на остановке возле вокзала вернувшиеся после каникул школьники и студенты. Но каждый может оценить шоковость новой транспортной схемы по отзывам в электронной приемной мэра Геннадия Минаева.
— О новых транспортных маршрутах сегодня было очень много сказано, — написала там сумчанка Анна Иванова. — За три дня не встретила еще ни единого человека, который сказал бы хоть какой-то положительный отзыв, никто из жителей так и не «почувствовал» улучшения от нововведений. До конкурса нам обещали новые автобусы большой пассажировместимости. Вопрос: где они? В городе пока что не заметили ни единого...
Сходные оценки транспортных нововведений, захлестнувшие после 29 октября приемную мэра, составляют львиную долю всех обращений сумчан.
Реакция городских властей на подобную критику следующая: возврата к старому не будет, запасайтесь терпением. Новую транспортную схему не будут менять (а значит, и улучшать) до лета.
— Никакого отката не будет! Уводите маршрутки от рынка! Ехать только по паспортам маршрутов! — потребовал мэр Геннадий Минаев на совещании 31 октября в ответ на предложение начальника горотдела логистики Валерия Семесенко разрешить части маршруток ездить по-старому через рынок.
Как объяснил начальник городского отдела логистики и связи Валерий Семесенко, приучать жителей к новым маршрутам решили в выходные (с 29 октября), чтобы не причинять больших неудобств.
Растерянные горожане на оста-новках, двойные маршруты и неуловимые листовки с новыми схемами движения транспорта — вот первые итоги транспортного нововведения.
По мнению начальника отдела логистики В. Семесенко, за выходные сумчане должны были разобраться в маршрутах и привыкнуть к новым номерам. Чтобы закрепить эффект, двойные номера будут на маршрутках еще неделю, после чего их заменят новыми.
Но испытания в выходные показали: город был плохо подготовлен к столь кардинальным переменам в транспортной схеме. Взять хотя бы двойные номера маршрутов на лобовом стекле машины, которые зачастую путали пассажиров. На входе интересующимся пассажирам водители говорили: мол, едем по старому маршруту, на деле выходило, что автобус поворачивал в неожиданном направлении.
Вот примеры, которые автор наблюдал лично.
Утро субботы 29 октября, остановка у областной поликлиники. В маршрутку №57(7) «Роменская — Барановка» заходит пять пассажиров. Все спрашивают, как будет ехать маршрутка, в ответ слышат, что на Роменскую, как и «семерка» раньше ходила. До улицы Горького все едут спокойно. Но когда маршрутка продолжает идти дальше по улице Металлургов, в салоне все начинают возмущаться: почему мы не едем к центру? Водитель объясняет, что теперь маршрут такой. Кому нужно было в центр, вышли у центральной проходной завода «Фрунзе» и пошли до Центрального рынка пешком.
Еще одна толпа растерявшихся пассажиров собралась в ту же субботу на остановке у роддома на улице Троицкой. Ждали транспорт, на котором можно доехать до рынка. Останавливали все маршрутки подряд, вопрос один: вы до рынка едете? Ответ тоже один: нет. Полчаса ожиданий — и безрезультатно. В конце концов один из водителей объяснил, что в этом направлении ждать нечего, есть только один маршрут, но не до рынка, а можно доехать только до Главпочтамта, — дальше пешком.
Самый большой ажиотаж среди изумленных пассажиров был, по наблюдениям автора, в воскресенье вечером у железнодорожного вокзала. Студенты и школьники вернулись на учебу после каникул, кто-то приехал с дачи, кто-то из деревни. Куда и на чем можно было уехать, никто не знал...Надо было слышать что там говорили...
Ситуация на рынке в связи с внедрением новой транспортной схемы приобрела неожиданный поворот. Через Центральный рынок, по улице Набережной р. Стрелки, теперь только два маршрута. Тем не менее поток машин через рынок, по первым наблюдениям, кажется, вообще не изменился — те же столпотворения.
Как выяснилось уже на аппаратном совещании у мэра в понедельник 31 октября, некоторые перевозчики самовольно изменили маршрут своего следования и вместо того, чтобы ехать по ул. Героев Сталинграда или Кооперативной, продолжали путь по ул. Набережная р. Стрелки.
— Причина в том, что у нас были запланированы реконструкция моста по улице Горького под новую транспортную схему и его расширение, но так ничего и не сделано, — оправдывал действия перевозчиков В. Семесенко. — Дело в том, что там наклон дороги неправильный, что причиняет машинам неудобства.
Мэр разбираться в наклонах не захотел — дал указания подчиненным дороги выровнять, а маршрутки направить по новой схеме. Пока, по мнению мэра Г.Минаева, не будет никакой корректировки движения транспорта.
Еще при объявлении транспортного конкурса В. Семесенко пообещал журналистам на одной из пресс-конференций, что в течение месяца(!) будет проведена глобальная разъяснительная работа, появятся схемы на билбордах, будут размещены публикации в прессе.
В понедельник 31 октября на аппаратном совещании у мэра г-н Семесенко так объяснил проблемы с маршрутной путаницей: оказывается, это сумчане газет не читают и интернетом не пользуются.
— Было бы идеально, если бы на каждой остановке на лайтбоксах тоже были схемы движения транспорта, проходящего через эту остановку, — высказал свое мнение В. Семесенко. — Было распечатано за счет предпринимателей 5 тыс. экземпляров цветных листовок, которые в субботу раздавали на новых маршрутах. Мы планируем выпустить еще дополнительный тираж, поскольку этого материала оказалось недостаточно.
Мы обзвонили всех знакомых, чтобы обнаружить хоть один экземпляр этих листовок с новой схемой. Практически никто этих листовок не видел, а знакомые водители маршруток объяснили, что карты со схемой у них лежали, мол, кто хочет, тот берет, а каждому предлагать они не нанимались.
Показать эту листовку в понедельник нам не смог ни мэр, ни начальник отдела логистики.
А предшествовал всему этому конкурс, результаты которого стали известны в среду 26 октября. Он прошел тихо и без эксцессов, несмотря на большое количество милиции в коридорах Ковпаковской администрации на ул.Горького, где все состоялось. Правда, заседала конкурсная комиссия шесть часов и только после изнурительных ожиданий перевозчики услышали результаты.
Результаты конкурса оказались неутешительными только для одного лота №13 — автобусный маршрут №57 «Роменская — Барановка».
Этот лот был снят, поскольку оба претендента на него представили конкурсной комиссии старые автомобили, не соответствующие требованиям. На этот маршрут будет объявлен новый конкурс, и в течение трех месяцев должен появиться новый перевозчик. А пока на этот маршрут вышел транспорт одного из претендентов, с которым заключили временный договор.
Для семи перевозчиков, транспорт которых частично не соответствовал требованиям, договоры были заключены на 1 год с возможностью продления его на 4 года при условии, что в течение года (до 25 октября 2012 г.) перевозчики заменят все старые автомобили новыми. Старая техника еще год останется на следующих маршрутах: №4 «Аэропорт — Химгородок», №8 «Василевка — Тополянская», №12 «Темирязевка — Темирязевка», №13 «Тепличный — Черепина», №15 «СНАУ — Колледж СНАУ», №16 «Ковпака — Барановка»,
№18 «Веретеновка — Черепина», №20 «Аэропорт — Ковпака»,
№22 «Веретеновка — Химгородок», №23 «Тепличный — Тепличный», №52 «Ковпака — Прокофьева», №53 «Добровольная — Аэропорт», №55 «Роменская — Черепина»,
№56 «Анновка — Химгородок», №60 «В.Песчаное — Аэропорт» и №61 «Автовокзал — Химгородок».
С остальными же перевозчиками договоры заключаются на 5 лет.
Наталия Гончарук, Владислав Ивченко