Казалось бы, разумный подход. Но, к сожалению, получение хорошего образования часто становится не целью, а образом жизни ребенка.
Жизни не детской, а взрослого человека: вместо работы — учеба, вместо зарплаты — оценки, а в итоге — те же стрессы и переутомление, тот же синдром хронической усталости. Но, в отличие от взрослых, дети реагируют на перегрузки гораздо острее.
Наиболее типичными признаками того, что ребенок не справляется с нагрузкой, могут быть нарушение сна, ночные кошмары, частые болезни, снижение успеваемости, эмоциональная неустойчивость (капризы, подавленность, истерики). Даже одного показателя достаточно, чтобы всерьез обеспокоиться, ведь здоровье ребенка, безусловно, важнее отличной учебы в школе.
Насколько школьные нагрузки соответствуют возможностям ребенка, может проанализировать каждый родитель. Для этого достаточно знать нормы и сопоставить их с реалиями.
Как рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков Сумской горСЭС Анжела Паниотова, согласно Государственным санитарным правилам и нормам (СанПиН 5.5.2.008-01), при пятидневной учебной неделе объем максимально допустимой недельной нагрузки в 1-м классе не должен превышать 20 часов, при шестидневной — 22,5 часа. В старших классах при пятидневке должно быть не больше 33 часов в неделю, шестидневке — 36. (Без учета уроков физкультуры, поскольку они не входят в расчет объема нагрузки.) Таким образом, при равномерном распределении у первоклашек выходит четыре урока в день, у старшеклассников — максимум семь. Для всех учащихся введен дополнительный урок физкультуры (теперь три урока в неделю), что способствует борьбе с современной гиподинамией.
На самом деле школьники задерживаются в школе и на 8-ой, и на 9-ый урок. Вместе с приготовлением домашнего задания их рабочий день длится 10–12 часов, а у старшеклассников — 14-15. Какое здоровье нужно иметь, чтобы выдержать эти нагрузки?! Творчески мозг может работать лишь 5-6 часов в сутки, а дальше происходит насилие над человеческой природой. Откуда же берутся часы сверхнормы? Как это ни парадоксально, но родители сами их покупают, не секрет, что иногда в добровольно-принудительном порядке.
— В основном расписании отклонений не выявляется. А если они есть, при согласовании устраняются. Если раньше предусматривалось выборочное согласование расписания с СЭС, то в этом году по постановлению главного государственного санитарного врача Украины все школы должны это сделать в обязательном порядке. Этот процесс запланирован на январь — февраль. Часть сумских школ уже согласовала расписание. Если оно не соответствует нормам, отправляем на доработку, затем согласовываем повторно. Потом будем смотреть, что получается на практике, — рассказывает А.Паниотова. — Но существует такое понятие, как «расписание №2», так называемые факультативы после уроков. Они не предусмотрены основным учебным планом и являются дополнительными образовательными услугами. Они не могут быть обязательными. Чтобы получить аттестат, ребенку достаточно заниматься по основному расписанию. Родителям надо вникнуть в это и, учитывая прежде всего состояние здоровья ребенка, а потом уже его желания, наклонности и возможности, принять решение. Если школьник занимается по основному расписанию, перегрузок не будет. После уроков дети должны идти домой, поесть, отдохнуть (на это должно выделяться как минимум 2 часа), а уже потом либо дома приступить к выполнению домашнего задания, либо идти на факультативные занятия. Что получается на самом деле, всем известно: зачастую факультативы проводятся сразу после уроков. Отсюда и берутся 7-е и 8-е уроки. Это нарушение. Если время проведения факультативного занятия не соответствует нормам, расписание отправляется на доработку.
Расписание уроков должно составляться с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели.
Ученые установили: наивысшая активность умственной деятельности у детей школьного возраста приходится на интервал с 10 до 12 часов. Это время характеризуется наибольшей эффективностью усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников предметы, требующие значительного умственного напряжения, должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста — на 2-4-х.
Неодинакова умственная деятельность учащихся и в разные дни учебной недели: ее уровень возрастает к середине недели и остается низким в начале и конце недели. Поэтому самый большой объем нагрузки должен приходиться на вторник и среду.
Изучение нового материала, контрольные работы лучше проводить на 2-4-х уроках среди недели. Предметы, требующие значительных затрат времени для выполнения домашних заданий, не должны группироваться в один день. Для учеников начальных классов рекомендуется в четверг делать разгрузочный день, включая в расписание уроки полегче.
При определении содержания и объема домашних заданий следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и педагогические требования. В 1-м классе домашние задания не задаются. Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали во 2-ом классе 45 мин.; в 3-ем — 1 часа 10 мин.; 4-ом — 1 часа 30 минут; в 5-6-ом классах — 2,5 часов; в 7-9-ом классах — 3 часов; в 10-12-ом классах — 4. Во 2-4-ом классах домашние задания не рекомендуется задавать на выходные и праздничные дни.
Эти нормы определяют гигиенический стандарт для всех общеобразовательных учебных заведений (школ I, I-II, I-III ступени, специализированных школ, гимназий, лицеев и т.п.), независимо от типа, формы собственности и подчинения. Ответственность за их выполнение лежит на директоре школы. Контроль — за управ-лением образования и науки, санитарно-эпидемиологической службой.
При выявлении фактов невыполнения согласованного расписания применяются меры административного воздействия к руководителям учреждения и повторный контроль выполнения.
Класс | Количество часов | |
5-дневная | 6-дневная | |
1 | 20,0 | 22,5 |
2 | 22,0 | 23,0 |
3 | 23,0 | 24,0 |
4 | 23,0 | 24,0 |
5 | 28,0 | 30,0 |
6 | 31,0 | 32,0 |
7 | 32,0 | 34,0 |
8 | 33,0 | 35,0 |
9 | 33,0 | 36,0 |
10-11 | 33,0 | 36,0 |
Источник: Гос. санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса