Этот риторический вопрос возник сразу у трех членов исполкома во время отчета директора КП «Электроавтотранс» Романа Чеснокова о финансово-экономической деятельности предприятия.
— Ну почему? Дала, — неуверенно попытался возразить Р.Чесноков. Но цифры отчета говорили об обратном.
Роман Чесноков доложил: убыток предприятия в прошлом году составил 5 млн. 358 тыс. грн., из которых более 2 млн. грн. накопилось за счет разницы в тарифе, который не 1,25 грн., а 1 грн., остальное — недополученная компенсация из госбюджета за перевозку льготников.
Р.Чесноков заявил: при условии начисления субвенции из госбюджета по фактическому количеству перевезенных льготников, а не по значительно заниженным нормативам, как сейчас, проезд в муниципальном транспорте должен стоить 1,50 грн.
— Что же изменилось с введением новой транспортной схемы? — поинтересовался член исполкома Александр Такул, после того как услышал от Р.Чеснокова, что КП «Электроавтотранс» продолжает работать с убытком в полмиллиона в месяц.
Члены исполкома потребовали от директора КП данные по месяцам.
До введения новой транспортной схемы в октябре прошлого года троллейбусы зарабатывали в месяц более 500 тыс. грн. После введения — в ноябре — произошел рост примерно на 300 тыс. грн., в декабре было уже меньше — 654 тыс. грн.
Напомним: 20 декабря прошлого года исполком своим решением подкорректировал новую транспортную схему, разрешив маршруткам №№18 и 23 ездить через Центральный рынок и мимо «Макдональдса».
В этом году троллейбусы дали: в январе — 517 тыс. грн., в феврале — 491 тыс. и в марте — 574 тыс. Получается, как было на старте около 500 тыс. грн., так и осталось.
— Выходит, транспортная схема ничего не дала?! — спросил первый заммэра Николай Войтенко.
— Значит, транспортная схема никак не влияет на работу троллейбусов, — подытожил председатель горсовета Алексей Мовчан.
Заказанная в Харьковском институте транспортная схема сумским налогоплательщикам обошлась в 150 тыс. грн. (это половина стоимости троллейбуса). Мэр Сум Геннадий Минаев убеждал горожан, что они терпят неудобства переходного периода ради спасения муниципального транспорта. И что получилось в итоге?
Вот, к примеру, один из очевидных промахов. С введением новой транспортной схемы жители Роменского микрорайона лишились прямой маршрутки на «девятку», чтобы студенты педуниверситета ездили в троллейбусах и своим рублем поправляли дела КП «Электроавтотранс». Так вот, по данным Р.Чеснокова, троллейбус №5, курсирующий с интервалом в девять минут, как возил преимущественно льготников, так и возит. А студенты предпочитают ездить за 4 грн. двумя маршрутками с пересадкой, чем за 1 грн. в троллейбусе.
Ассоциация городов Украины направила премьер-министру Украины обращение о решения вопроса погашения задолженности коммунальных предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров льготных категорий по платежам в Пенсионный фонд.
Действующее законодательство Украины гарантирует многочисленным категориям граждан (на сегодняшний день их больше 36) бесплатный проезд в общественном транспорте. Основная часть льготных перевозок осуществляется городским электротранспортом, а финансовое обеспечение, в соответствии с законодательством, должно осуществляться за счет средств государственного бюджета.
«Фактически в результате недофинансирования из государственного бюджета коммунальные предприятия находятся на грани банкротства», — говорится в обращении.
В Сумах льготников перевозит коммунальное предприятие «Электроавтотранс».
Члены исполкома Сумского горсовета на заседании 10 апреля заслушали отчеты директоров убыточных коммунальных предприятий о финансово-экономической деятельности.
Примечательно, что все руководители убыточных КП в качестве основного способа улучшения финансового положения своих предприятий видят увеличение платы за услуги.
По данным начальника управления социально-экономического развития Сумского горсовета Михаила Левенца, в Сумах 14 коммунальных предприятий плюс газета «Сумы и сумчане». Из них прибыль в 2011 году получили девять предприятий, что на два меньше, чем в предыдущем году. В сумме все коммунальные предприятия в 2011 году получили доходов на 9% больше, чем предусматривалось, и на 28% больше, чем в предыдущем году.
Самыми убыточными оказались «Горводоканал» и «Электроавтотранс», за ними следуют «Спецкомбинат», «Сумыжилкомсервис» и «Парксервис».
Например, на КП «Спецкомбинат», которое занимает 60 процентов рынка похоронных услуг, планировали получить 56 тыс. грн. прибыли, а вышло 54 тыс. грн. убытка.
Выяснилось, что на складе предприятия скопились нереализованные памятники, гробы и венки.
— Есть ли хоть одна убыточная компания на вашем рынке? Как это может быть? Возможно, проблемы в менеджменте? — возмутился председатель горсовета Алексей Мовчан. — Цены на все услуги, кроме мест на кладбище, на которые у КП монополия, выше, чем на других предприятиях. Цены на памятники, гробы и венки неконкурентоспособны, поэтому продукция и осталась на складе.
Руководство КП «Сумыжилкомсервис», занимающегося утилизацией бытовых отходов на полигоне в Великом Бобрике, убыточность своего предприятия объясняет ростом расходов на топливо и ремонтом бульдозера (обошелся в 100 тыс. грн.), а также задолженностью населения, которая перевалила за 1 млн. грн. При этом на предприятии считают: тариф за утилизацию бытовых отходов на одного жителя должен составлять 1,45 грн., а не 74 коп., как сейчас.
Директор КП «Горводоканал» Василий Гура сказал: убытки предприятия в 2011 году составили 10,7 млн. грн., и главная причина их накопления, по его мнению, в экономически не обоснованном тарифе, который не соответствует затратам предприятия.
— Долг населения составляет 14 млн. грн., и он будет накапливаться, — заметил В.Гура, при этом отметив, что сбор платежей в данный момент выше, чем в Европе, — 98,7%.
— Негативный финансовый результат может стать причиной увольнения руководителя коммунального предприятия, — напомнил Николай Войтенко.
— Надо определиться: что мы хотим от коммунального предприятия? Работу на прибыль или работу на город — это два разных понятия, — заметил Анатолий Бондарь.
По словам М.Левенца, на экономику коммунальных предприятий негативно влияет дополнительная выдача зарплат работникам и завышенный удельный вес административных затрат.