Мы же заинтересовались историей крупнейшего сумского парка и вот что узнали.
Перебирая старые семейные фотографии в поисках видов городского парка советского периода, я наткнулся и на дореволюционную почтовую карточку издания П.Г.Удовиченко с видом парка и здания Государственного банка.
В книге «Суми. вулицями старого міста» я встречал и другие парковые пейзажи начала XX в. Оттуда же узнал, что предком современного центрального городского парка можно по праву считать дореволюционный парк Лещинских.
Лещинские – известные в старых Сумах купцы, которым принадлежал участок на берегу Псла - справа от Харьковского моста, у подножия нынешнего художественного музея (тогда - Государственного банка). Лещинские подарили участок для парка городу, а в качестве паркоустроителя городской управой был нанят некий Адольф Адамович Аболтьин, труд которого потянул на 2 тыс. рублей.
В парке сделали аллеи для прогулок, украсили его цветниками, разбили площадки для спортивных игр (например, тенниса). Уже тогда были построены летняя эстрада и летний кинотеатр – эти заведения станут потом неизменными атрибутами городского парка, их несколько раз будут перестраивать - сперва в дереве, потом в камне. На берегу Псла построили купальни, которые, кстати, многие игнорировали, предпочитая купаться «на просторе». По тем временам это с точки зрения морали это считалось возмутительным: в прессе пляж гневно назвали «выставкой живых тел». Поскольку во время паводков парк Лещинских затоплялся, вдоль берега Псла и одной из его стариц под названием Кустов берег была построена дамба.
До 1913 г. парк был открыт для всех желающих, но затем городские власти стали взимать за вход плату – 5 коп. Можно было также приобрести сезонные абонементы на купание, карусель или же спортивные игры (кегли, теннис) и не платить за вход. По выходным в парке стал играть духовой оркестр. Но после революции парк, лишившийся заботливого хозяина, начал дичать.
Шли мы как-то через парк с одним знакомым старшего поколения, и по дороге он вспоминал, каким был парк в годы его юности. Остановились у танцплощадки. «Да, как будто и не было последних тридцати лет! - сказал знакомый. –Ведь мы тоже здесь танцевали, на этом самом месте! Музыка, правда, была другая». Тут сумская молодежь в течение нескольких десятков лет знакомилась, влюблялась…
Теперь ограда танцпола металлическая, а сперва она была из деревянных реек (деревянной были и музыкальная раковина, и настил площадки). Над площадкой горел фонарь – вот и вся светомузыка тех лет!
«А где же львы?» - возмутился знакомый, когда мы подошли к одной из лестниц, ведущих с дамбы в парк. Оказывается, на тумбах лестничного парапета лежали два скульптурных льва, на чьих спинах любила фотографироваться сумская детвора (я увидел их на фотографиях, сделанных дедушкой). Не прочь были юные жители города и поплескаться в фонтане, оставшемся еще от парка Лещинского – увы, теперь его уже нет. Как и многого другого…
Покопавшись в разных источниках, я узнал, что второе рождение городского парка в Сумах произошло в 1930 г.
Облагороженный заново парк получил имя Вацлава Воровского (советского деятеля, убитого белогвардейцами в 1923 г.), которое по сей день носит одна из сумских улиц.
Парк был не такой большой, как сегодня: начинался он у Харьковского моста и доходил лишь до озерца у нынешнего стадиона «Юбилейный» (тогда это было не озеро, а одно из ответвлений Псла). Со временем через озерцо построили мостик, который вел в появившуюся позже новую часть парка. А в озере плавали лебеди и утки.
Те, чье детство пришлось на послевоенные годы, вспоминают, что в парк можно было попасть не иначе как миновав монументальные арочные ворота с кассовыми тамбурами в «сталинском» стиле – вход был платным. А за ними - многочисленные гравийные дорожки, вдоль которых протянулись цветочные клумбы и аккуратно подстриженные живые изгороди.
В летнее время культурная жизнь Сум была сосредоточена здесь. И неудивительно: в парке был деревянный Зеленый театр, где выступали лекторы и творческие коллективы, разыгрывались спектакли. Рядом находился и летний кинотеатр – тоже деревянный.
Кроме них, несколько павильонов по интересам. Говорят, самым популярным был шахматно-шашечный. Ближе к реке находились небольшой ресторанчик и лодочная станция – в 80-е гг. она еще действовала.
Начало и середина 90-х – период упадка городского парка. Аттракционы в основном не работали. Кинотеатр перестал действовать, превратившись в склад. Выставка цветов (по соседству с бейсбольным полем) заросла травой, прудик, который там был, высох, и от него осталось только углубление в земле.
Уже в то время появились первые проекты реконструкции парка. Планировалось построить ресторан «Парус», открытая площадка которого зависнет над рекой, на склоне возле ул. Гагарина – гостиница и офисные помещения. Но дальше планов дело не пошло.
В прошлом году сумские архитекторы представили на градсовете новый проект реконструкции парка. Красиво и заманчиво. Проектом может полюбоваться каждый сумчанин, идущий по «Сотне» – картинка висит на деревянном ограждении стройки напротив Спасо- Преображенского собора. Другой вопрос, воплотятся ли когда-нибудь замыслы архитекторов…
Железобетонные скульптуры сказочных персонажей появились в парке в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. Некоторые созданы сумскими скульпторами (голова персонажа «Руслана и Людмилы» выполнена известным в Сумах Федором Короваем, а Иванушка с жар-птицей – Анатолием Ивченко), некоторые – киевскими. А еще раньше у самого входа стояла культовая скульптура советской эпохи – девушка с веслом.
Самой многострадальной оказалась фигура Купальщицы с птичкой у входа в парк: сумские вандалы не раз покушались на нее - забрасывали бутылками, обливали краской и т.д. А еще из-за прав на фонтан городу пришлось выяснять отношения с предпринимателем, который взял участок в аренду (считал фонтан своим).