Извоз по-сумски

Конных извозчиков в Сумах заменили государственные троллейбусы и автобусы, которые, похоже, окончательно уступили место частным маршруткам

Вымирающий вид? Фото первого сумского троллейбуса конца шестидесятых.

Транспорт с человеческим именем

До революции единственным общественным транспортом в Сумах были извозчики, как официально называли кучеров наемных экипажей и повозок, либо сами наемные экипажи с кучерами. В народе же их называли «ваньками». По состоянию на 1904 г. пассажиров обслуживало 250 извозчиков, а в 1913 г. их насчитывалось около 358.

Проезд по тем временам стоил от 50 коп. по городу до 1 рубля на дальние расстояния, что в переводе на наши деньги было довольно дорого (хотя Антон Чехов писал из Сум брату, что извозчики здесь дешевые).

Обычно извозчики стояли друг за другом в ожидании пассажиров на Ильинской площади, а также на Покровской площади. Извозчики имели номера, на которых был также герб города. Начиная с 1900 г. правила извоза устанавливались земскими учреждениями, которые могли брать с извозчиков сбор в пользу города.

В крупных городах (вроде Харькова) в конце XIX в. появился новый вид транспорта — конка. Она представляла собой поставленную на рельсы крытую платформу, приводимую в движение конной упряжкой — что-то вроде конного трамвая. Но в небольшом уездном городе Сумы необходимости в транспорте такой вместимости, видимо, не было — хватало и «ванек». Наверное, по той же причине в Сумах так и не появились трамваи.

После революции, когда вышел запрет на личное владение лошадьми, «ваньки» исчезли как явление.

Почти полвека с троллейбусами

После войны, когда небольшие Сумы начали стремительно разрастаться, появилась необходимость во вместительном общественном транспорте. На тот момент наиболее приемлемым вариантом были троллейбусы — почти тот же трамвай, но безрельсовый. Троллейбусный транспорт появился в Сумах в 1967 г. 25 августа на линию вышли первые четыре машины марки К-4, которые курсировали по маршруту Химгородок — ж/д вокзал.

 В 1979 г. по восьми маршрутам курсировало 132 троллейбуса. А к 1992 г., когда троллейбусному правлению исполнилось 25 лет, сумские троллейбусы успели преодолеть расстояние в 129 млн. 539 тыс. км, т.е. объехали вокруг земного шара 3237 раз!

Билетик на троллейбус стоил 4 коп., его можно было купить в киоске на любой остановке. А еще были месячные проездные билеты.

В 90-е появляются кондукторы — тогда как раньше пассажиры самостоятельно пробивали талончики компостерами. Лишь иногда с целью проверки в троллейбусы садились охотящиеся на «зайцев» контролеры. К началу 90-х «зайцы» размножились до того, что их стало 70-75 процентов всего количества пассажиров троллейбусов. Поэтому в 1995 г. троллейбусное депо учредило должность кондуктора.

Сумской маршрутке — за 30

К концу 70-х транспортная проблема в городе была в основном решена.

Ежедневно по 22 городским маршрутам население города обслуживало в среднем 380 автобусов. В 1979 г. в Сумах появился новый по тем временам транспорт — маршрутные такси. Первый маршрут — ул. Роменская — Центральная городская больница. Промежуточные остановки сперва были не по требованию, а в определенных местах — возле детского садика, Центрального рынка и сберкассы на ул. Ленина.

Микроавтобусы производства Рижского автозавода по тем временам казались населению комфортабельными. Цена проезда, правда, была несколько «кусючая» — 20 коп. (проезд в троллейбусе стоил 4 коп.). На маршруте курсировало всего три микроавтобуса. Потом появился еще один маршрут — «Химгородок — областная больница».

В 1996 г. в Сумах начинают ходить частные маршрутки. Стоимость проезда в них была 20-30 коп. Если в 1993 г. на 13 городских маршрутах сумчан обслуживало 100 государственных автобусов, то в 1997 г. их осталось около сорока. Появление частников на выгодных маршрутах ударило по государственному транспорту, которому остались в основном льготники. Конкуренцию им составляли 62 частные маршрутки. Чтобы как-то нормализовать ситуацию, городские власти ввели для частных перевозчиков условие — 2 льготных места в автобусе и 1 место в микроавтобусе.

См. по теме

view counter

По тематике

Приехали
18.04.2012 15:29

Приехали

Выходит, транспортная схема ничего не дала?... 21

Марши — не в ногу
18.01.2012 15:47

Марши — не в ногу

Власти установили, что сумские перевозчики выпускают на маршруты машин значительно больше, чем положено по договору, и ездят, где им вздумается... 7

Последний троллейбус
07.12.2011 16:49

Последний троллейбус

С 1 декабря КП «Электроавтотранс» пустило дежурные троллейбусы после 22.00... 2

Все ради подорожания?
05.10.2011 15:11

Все ради подорожания?

Новый транспортный конкурс, который по замыслу мэрии должен решить транспортные проблемы Сум, принесет горожанам неудобства и подорожание проезда... 2

Скандал вместо конкурса
28.09.2011 12:38

Скандал вместо конкурса

Мэрия перенесла транспортный конкурс, прокуратура опротестовала решения по нему, а мэр Геннадий Минаев потребовал от предпринимателей выставлять не «Руты», а... 3

view counter
view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.