Татьяна Монтян
6 сентября в Сумах состоялась встреча с Татьяной Монтян, прочитавшей лекцию об управлении общим имуществом, и практический семинар по проблемам ЖКХ и ОСМД. На лекции присутствовал экс-мэр Сум Геннадий Минаев, а вот от нынешнего руководства города, в том числе из рабочей группы по реформе ЖКХ, никого замечено не было.
— Люди должны понять, что многоквартирный дом — это их общая собственность, — утверждает г-жа Монтян. — И крыша, и подвал, и лифты. Покупая квартиру, вы приобретаете не только квадратные метры внутри, но и снаружи — лестничную площадку, двор, забор, стоянку и т.д. Если все это в порядке, то и стоимость вашей квартиры возрастает. Ухаживая за своим домом, вы капитализируете свою квартиру. Многие этого не понимают и держатся только за свои метры. К сожалению, государство, которое продолжает строить патерналистское общество (практика государственного управления, построенного как опека всемогущих чиновников над несамостоятельным и беспомощным населением. — Ред.), не занимается просвещением своих граждан. Мы должны понять, что только сами, общими усилиями можем построить гражданское общество, где каждый будет отвечать за свои поступки, а не ждать, что за него все решат. Уже нарешали. За 23 года независимости наши власти думали только о себе. Думаю, в Конче-Заспе им не видно проблем многоэтажек. Так как они могут решать, как нам жить?
Я уговаривала своих соседей на создание ОСМД 11 лет. У меня единственная проблема — слишком богатый дом, и людям было просто лень заморачиваться насчет каких-то копеек. Они объединились только тогда, когда жэк, который вообще никогда ничего не делал, отказался ремонтировать крышу. У людей изменилась мотивация, потому что после каждого дождя делать новые евроремонты им стало дорого. Теперь нас обслуживает тот же жэк, но делает это образцово, по звонку. В остальных своих домах он по-прежнему ничего не делает. То есть, чтобы жэк работал, его нужно постоянно контролировать и заставлять. И как нельзя лучше с данной задачей справляется именно правление ОСМД, состоящее из активных людей.
Правда, пришлось нам жэк «выселять» с боями. Пришлось нанимать чеченскую охранную фирму, так как остальные отказывались работать с мафией. Это действительно коммунальная мафия, которая только стрижет деньги, но ничего не делает. За наш дом они попытались сражаться, но отступили, увидев нашу охрану.
Когда мы создали ОСМД, я настояла, чтобы в уставе было записано: голосование на общих собраниях происходит не исключительно поднятием рук, а по квадратным метрам. Это часто нас выручало. Например, у нас случилось сразу две поломки — водяной насос и лифт. Все женщины были за насос, мужики — за лифт. Тогда с перевесом в 40 метров победил насос. Увидев это, мы решили добавить по гривне на метр, чтобы сделать и то и другое.
Сейчас у нас тариф 3,60 грн. за метр. Он делится на несколько частей: 2 гривни — текущие расходы, 1 гривня — ремонтный фонд, еще 60 копеек — резервный, или револьверный (на всякий случай, если вдруг авария какая-нибудь). Мы установили его сами на общем собрании. Никакой киевский исполком нам его не согласовывал. Хотя в Сумах, насколько мне известно, такая практика есть. Это неправильно, так как вы сами можете решать, сколько вам нужно, чтобы ваш дом нормально функционировал.
За две гривни у нас цветы на клумбах вокруг дома, травка, деревья. Мы все отремонтировали, что осталось угробленным после жэка. Каждый может сравнить наши цены и уровень комфорта со срачем вокруг своих домов и цифрами в своих платежках. Ведь у нас никто ничего не крадет, каждый может проконтролировать, сколько денег собрано, сколько мы заплатили «Киевэнерго», водоканалу и т.д. Как оказалось, мы стали платить за коммунальную энергию в 6 раз меньше, чем с нас снимал жэк. И так много лет. Представьте, сколько тысяч, миллионов у нас украли!
— Так как ваш дом — это общий жилищный комплекс, то жильцы вправе решать, что им делать со своими подвалами, стенами, парковками и т.д. Например, можно сдавать помещения в аренду, на стенах вешать рекламу и за счет этого уменьшать квартплату. Некоторые так и делают, снижая свои расходы на гривню-полторы. Правда, не знаю случая, чтобы, наоборот, людям платили.
Однако власть поступила с украинцами иначе. Она попросту обокрала нас. 27 декабря 2001 года депутаты Киевсовета приняли знаменитое решение №206, которым чуть ли не 9 тысяч многоквартирных домов Киева (все дома, кроме домов ЖСК и ОСМД) были незаконно занесены в список домов коммунальной собственности. Потом все эти дома были раскиданы по десяти киевским районам. Это называлось «Порядок формирования коммунальной собственности».
В этих якобы коммунальных домах районные власти через БТИ получали на чердаки и подвалы свидетельства о праве собственности территориальной общины. Естественно, что полученные чердаки и подвалы раздавались налево и направо за «откаты». Причем сперва эти объекты скидывались на «прокладочные» компании, а если люди в доме не возмущались — то на добросовестных приобретателей.
Именно так появились многочисленные парикмахерские и магазинчики, которые разместились в бывшей совместной собственности жильцов многоэтажек. А теперь жильцы не знают, на какие средства содержать свои рушащиеся дома.
В целом с 2001-го по 2010 год украдено около 15,5 тысячи объектов (подвалов и чердаков) общей стоимостью более 2,5 млрд. долл. За такие деньги можно отремонтировать весь Киев, но эти суммы ушли в карманы чиновников, а киевляне остались в разваливающихся домах — и без общей собственности. Сегодня неукраденных подвалов и чердаков практически не осталось.
Затем такие же решения принимали почти все горсоветы в Украине. Так что в масштабах страны это огромные убытки украинцев.
— Я немало поездила по разным странам, в том числе и по соседям из бывшего СССР. Еще в начале 90-х я была в Эстонии. Меня повели в так называемые советские районы, где жили портовые русские грузчики, рабочие и т.д. Эстонцы называли их «тыбли» (от русского «ты, бля»). Это была полная разруха. Когда я спустя два десятка лет приехала и специально сходила туда же, то была удивлена: все аккуратно, не дома, а лялечки. Спрашиваю: как вы добились этого? Оказывается, там была государственная программа по информированию жителей о реформе ЖКХ. Людей просто вынудили стать совладельцами своих домов и заботиться о них. Правда, сначала государство кредитовало своих граждан, зато потом они зажили как в сказке.
Также я была в Грузии. Там новые дома сразу делятся на так называемые юниты, и ты можешь купить какое-то их количество, имея тогда в своем активе такое же количество голосов при решении проблем своего дома.
Кстати, ни в одной стране нет такого понятия, как «баланс» и «балансодержатель» по отношению к недвижимости. Есть владелец — и все. Мы свой дом не брали на баланс. Это устаревшая советская бухгалтерская категория, которая встречается в украинском жилищном законодательстве всего один раз. Однако этого достаточно, чтобы этого закона слушались все — от чиновников до судей.
Основной причиной проблем подобного рода является неосведомленность граждан в вопросах собственности. Например, откуда среднестатистический гражданин может знать, что является совладельцем своего дома, когда всю жизнь ему внушали: многоквартирные дома находятся в коммунальной собственности и на балансе жэков?
Татьяна Монтян родилась 29 августа 1972 г. в г. Керчь (Крым, УССР). В 1994 г. окончила юрфак МГУ им. Ломоносова по специальности «конституционное право».
С 1995 г. — адвокат Киевской городской коллегии адвокатов.
В 2001-2002 гг. представляла интересы 16 арестованных во время акции «Украина без Кучмы» членов УНА-УНСО. В 2004 г. Татьяна Монтян осуществляла юридическую поддержку партии «Пора» (черная). Во время президентских выборов того же года отвечала за противодействие фальсификациям в Николаевской обл.
В 2006-2011 гг. Татьяна Монтян создавала в своем доме ОСМД.
В 2006 г. разработала законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», цель которого — усиление развития коллективной собственности на жилье и усовершенствование механизмов принятия коллективных решений.
С 2010 г. — эксперт Еврокомиссии по вопросам разработки механизмов урегулирования проблем, касающихся общего имущества и реформирования системы регистрации имущественных прав. В рамках сотрудничества со структурами ЕС она изучала опыт других стран по указанной тематике, в том числе — США, Грузии и Эстонии.
В 2011 г. в соавторстве с греческим экспертом Татьяна Монтян подготовила отчет «Совершенствование системы регистрации имущества в Украине: примеры лучшего европейского опыта».
Лауреат «Юридической премии 2012 г.» в номинации «За выдающиеся профессиональные достижения». Награда вручена за выигранное в ВХСУ дело о жэках, согласно которому обслуживание домов считается незаконным, если жэк не получил консенсусного решения совладельцев дома.