Храмы, которых больше нет

Когда-то в центре Сум храмов было в два раза больше, и те, которые исчезли с лица земли, не уступали по красоте и величию существующим.
Николаевский, Покровский и Введенский, а также Богородицкий храмы были разрушены в первые десятилетия советской власти в порыве борьбы с "религиозным мракобесием". Теперь они есть только на фотографиях и в воспоминаниях.

"Невезучий" Николаевский


Сегодня центр города украшают Спасо-Преображенский собор и Воскресенская церковь, а когда-то на месте теперешнего Дома профсоюзов (напротив облгосадминистрации) был еще один храм — Николаевский. В его честь и площадь — ныне площадь Независимости — называлась Николаевской, а также Николаевский лужок (теперешние Вольный лужок и ул. Героев Сталинграда). Первый, деревянный, вариант церкви был возведен воеводой Кириллом Арсеньевым во время существования Сумской крепости за деньги царской казны. Простояло строение недолго. Что с ним случилось — можно только предполагать. Возможно, оно сгорело. Но, как бы там ни было, уже в 1693 г. тогдашним стольником и полковником Герасимом Кондратьевым начато строительство нового храма в честь святителя Николая. Этот храм простоял до 1903 г., когда был уничтожен пожаром.

Но свято место пусто не бывает. По требованию генерал-губернатора Андрея Леванидова для храма было выделено новое место, в 50 м от прежнего. И в 1904 г. купцы 3-й гильдии Солодкие при помощи других сумчан оплатили строительство новой церкви — каменной. Строили ее приглашенные из Белгорода мастера. Пожар ей был уже не так страшен, как деревянным предшественницам. Но, увы, и этот храм простоял не долго. Кто-то во время реконструкции додумался вынуть колонны, поддерживавшие своды здания, и эти своды рухнули. Причем буквально через час после пасхальной службы. Несколько сотен молившихся чудом не погибли!

А в 1906 г. в Сумах снова появился Николаевский храм — на том же месте. Инициатором строительства стал церковный староста и купец 3-й гильдии Марк Евсеевич Медведев, вложивший в богоугодное дело три тысячи рублей. Прочие зажиточные горожане тоже не остались в стороне: кто пожертвовал деньги, кто подарил иконы. Но, увы, и этому зданию судьба уготовала недолгую жизнь. В 20-е гг. его вместе с некоторыми другими храмами Сум разрушили. Говорят, от храма остались фундамент и подвальные помещения.

ЦУМ на останках Покровской и Введенской


Там, где расположились находится ЦУМ, "Пассаж" и сквер, до революции находился самый большой храм Сум — Покрова Пресвятой Богородицы. Площадь рядом с храмом соответственно называлась Покровской. И была она "военной", т.к. имела сперва статус храма Сумского слободского казачьего полка, а с 1765 года — Сумского гусарского полка. С начала XIX в. и до 1917 г. Покровская церковь пребывала в статусе гарнизонной.

Две первых деревянных постройки Покровской церкви долго не простояли — одна сменила другую в 1732 г. Строилась она в основном на «иждивения» архимандрита Святогорского монастыря Феофана Федоровского, который сперва был священником и протоиереем этой церкви. При Покровском храме были школа и госпиталь (богадельня).

Каменный же храм был заложен в 1783 г., а освящен в 1790 г. Потом рядом возникла колокольня с "теплым" придельным (т.е. находящимся в одной ограде) храмом Введения Пресвятой Богородицы (1821 г.), или Введенским. Для него использовали стройматериалы, разобранного Архангельского храма Пантелеимоновского монастыря на ул. Роменской. На строительство и украшение Покровской церкви богатые сумчане жертвовали крупные по тем временам суммы — по 2-4 тыс. рублей. В общем, получился целый храмовый комплекс, ставший архитектурным центром этой части города.

Рассказывают, что в 20-е гг. в здании "Покровки" был устроен крематорий. А разрушили церковь вместе с Введенской в 1930 г. На разборку останков руин гоняли местных студентов, а церковными книгами якобы топили помещения общежития тогдашнего сельхозтехникума, располагавшегося в здании рядом в ЦУМом.

Иконостас Покровской церкви временно находится на попечении сумской казачьей организации.

ДК на руинах Богородичной


Храм Рождества Богородицы, на месте которого теперь стоит Дворец культуры СНПО им.Фрунзе, считался самым большим и богатым храмом Сум. Первая, деревянная, постройка возникла в те же годы, что и Воскресенская церковь т.е. в первые годы существования Сум. Ее попечителем был сын первого градоначальника Сум Андрей Кондратьев. В 1681 г. деревянная церковь, находившаяся на посаде (за пределами городской стены), начала принимать людей. При ней же была открыта школа. А строительство каменного здания началось в 1808 г. по инициативе тогдашнего священника Дмитрия Ольховского.

Но начать строительство — одно дело, а довести до конца — другое. Надо отдать должное тогдашнему церковному старосте Федору Ишунину, приложившему "старания к окончанию". За три года он собрал на строительство более четырех тысяч рублей — немалые деньги по тем временам. Закончен новый храм был в 1915 г. При Федоре Ишунине и его сыне Алексее, сменившем отца на должности церковного старосты, храм процветал. А приход храма в начале XX в. был одним из самых больших в городе — 1772 чел. мужского пола и 1795 чел. — женского, уступая по величине только приходу Пророко-Ильинской церкви на Засумке. Кстати, внешний облик Богородицкого храма во всех деталях до нас не дошел — на старых снимках Холодной горы виден только его силуэт.

В 1930-х гг. храм Рождества Богородицы попал под снос. Рассказывают, что взорвать его удалось только со второй попытки — здание было построено на совесть. Стены и купола храма больше не украшали Холодную гору, но его подвалы просуществовали еще несколько десятков лет — их ликвидировали только после Великой Отечественной. А когда на месте церкви построили Дворец культуры, в его стене образовалась трещина. Верующие увидели в этом знак и стали обходить новое здание стороной. Посторили ДК к 1953 г. руками заключенных, которые трудились за высоким дощатым забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками по углам.

В настоящее время рядом с ДК возведена часовня — в честь Рождества Богородицы, которую в 2005 г. освятил тогдашний архиепископ Сумской и Ахтырский Марк.

Мнения


Мы спросили у сумчан, что они думают по поводу идеи восстановления разрушенных храмов, которая уже не раз поднималась общественными деятелями города. Вот что они думают.

Тамила Николаевна, медсестра:

- Я считаю, что эти храмы нужно восстановить, поскольку религия стала доступной людям. На религиозные праздники храмы заполнены. Больше будет храмов – значит, людям будет более доступно слово Божие. И это все-таки наша историческая ценность.

Александр, банковский работник:

- Как обычный гражданин, я не против. Но вопрос, как считает церковная общественность. Если им не хватает помещений – почему бы нет? Как памятник – возможно. Но где они будут находиться? Универмаг сносить? Тогда, может быть, сделать копии в других местах?

Павел Иванович, работник ЖКХ:

- Я считаю, что действующие храмы нужно поддерживать, а прежние восстанавливать не надо – нет денег. К тому же тогда придется перестраивать целые районы. А храмов в городе у нас сейчас достаточно.

По теме: Крематорий в церкви


Как рассказал историк Владимир Кузьменко, в 20-х годах прошлого века в Покровской церкви был организован крематорий. Причем не просто крематорий, а музей-крематорий, куда водили на экскурсии советскую молодежь:

— В начале 90-х, когда возродился интерес историков к церквам, известный сумской краевед Геннадий Петров разыскал старожила нашего города Татьяну Кивш, которая была на экскурсии в этом музее-крематории. Из ее воспоминаний: «Нам показывали, как на вагонетку погружали труп человека и отправляли в печь. Металлическая дверь этой печи закрывалась, и за всем этим процессом сожжения мы наблюдали через специальные застекленные окошки в этой двери. Ужасное зрелище. Под действием огня труп начинал корчиться, как будто живой: стягивало сухожилия. Потом работники крематория стали перерезать трупам сухожилия. Просуществовал крематорий недолго. После весеннего паводка 1929 года церковь вместе с крематорием была разрушена».
Владимир Сурков, газета "Данкор"
Чебураха

То что разрушили храмы-ужасно, но НОВОДЕЛ, такая же мерзость,да и что сейчас не на что тратить деньги? Сумка превратилась в клоаку, дороги и тротуары-ниже плинтуса( кстати мэр много говорит об отремонтированных дорогах- где они? из года в год ремонтируются и латаются центральные улицы- Харьковская, Ильинская, Соборная, Петропавловская), город- сплошная помойка достаточно выйти из служебной машины и пройти по сумским улицам. Хотя бы единожды в году десителетиями неубиравшиеся улицы почистили бы машиной! После хорошего дождя, перейти сумские улицы невозможно,может стоит вспомнить, что когда-то была ливневая канализация!

lorienna

город- сплошная помойка достаточно выйти из служебной машины...
а ты думал, почему он до сих пор говорит, что в городе все хорошо, все ремонтируется? да он нихрена не видит и видеть не хочет.

vetka

Да, логично: зачем тратить деньги на восстановление Храмов, когда город - "сплошная помойка". В принципе согласна. Тока когда в серцце есть вера, хотябы с сотую часть знаменитого горчичного зерна, то узнав, что на месте, к примеру, ДК фрунзЕ был Храм Рождества Богородицы - жутко становиться смотреть, что на том-же месте выплясывают полуголые танцоры или бухают малолетки на сейшенах. С другой стороны логично, что не будем же теперь сносить ЦУМ, ДК и что там еще...

Главная тюрьма - в голове.
Если еврей покупает, а русский продается - то кто виноват?

Нужно просто расставить приоритеты в голове. И мне кажеться в данном вопросе все взаимосвязано на уровне морали (что-ли...). В том смысле, что если-бы была Вера, то и был бы интерес к потребностям города: как к духовным, так и к насущным. А т.к. у нас в головах не все в порядке, так что ж тогда вокруг будет... Как говориться, чисто там, где не сорят!
Если бы народ действительно сильно веровал (и руководство я тоже к народу отношу щас), то я думаю расстановка приоритетов бы

view counter
view counter

Сейчас на форуме

Сергій Скакун
Лариса Брежнєва

Зарегистрированных 2
Гостей 1117
Администраторов 0

Статистика

Всего тем на форумах 170030
Все сообщения 272373
Всего зарегистрированных пользователей 64992
Последний зарегистрированный пользователь prometej

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.