Учим сами

Сумчанин Станислав Дугин пишет самоучители английского языка

 

English по книгам Дугина штудируют не только украинцы, но и россияне. Многие его труды несколько раз переиздавались и будут переизданы еще. В чем их секрет, как правильно учить и выучить иностранный, Станислав Петрович рассказал в интервью «Данкору».

Из троечника — в знатоки

— В школе я английский вообще не знал. В классе была половина лентяев, которые ничего не хотели делать, и я принадлежал к этой половине. Мы сидели себе тихо, и учительница нас вообще не спрашивала. Теперь я понимаю почему... А потом в армии мне попалась книжка — учебник английского языка для студентов-заочников какого-то политехнического вуза, и я ее начал читать как одержимый. Раз пять, наверное, прочитал — так меня затянуло...

После армии поступил в институт, и первое, что сделал, нашел свою учительницу по английскому и заявил, что поступил на иняз. Она была поражена.

Из спорта — в языки

— В институте я продолжал заниматься спортом. Стал мастером спорта по легкой атлетике, был в сборной УССР. Собственно, в вузе меня практически не было, я совершенно не был связан с языком, но все время возил с собой на соревнования книжки на английском, очень любил читать. Поэтому, хотя и не ходил на занятия, английский сдавал спокойно, так как много читал.

Я как-то задумался: что бы со мной было, если бы я, закончив институт, пошел работать в школу, попал бы в колею вот этих учебных программ? Ничего бы не было, я бы стал еще одной жертвой системы…

После института занимался только спортом, а потом была травма ноги, неудачная операция в Харькове, и я стал перед выбором, что делать? Вначале пошел тренером в ДЮСШ Голубничего. Тренеру, как я понимаю эту профессию, надо бегать с учениками, и я с ними бегал. Ребята росли, я с ними бегал и 20 км, и «тридцатки», но нога стала очень болеть, и я понял: работать уже невозможно. Уйдя с тренерской работы, я вспомнил про английский. И решил его вернуть. Нашел институтские конспекты. Конечно, что-то институт дал, но в основном я все выучил самостоятельно. Потом сам выучил французский, немецкий. Если человек знает английский, разобрался в нем, то остальные языки — это уже вопрос техники. Просто нужно такое же отношение, как к спорту: поставлена цель — надо ее достигать.

Хочешь знать английский? Учи русский

— Я понял: чтобы выучить английский, нужно знать русский. Если русскоговорящий человек не знает своего языка, то и английский не выучит.

— А как русский связан с английским?

— Очень связан. Конечно, вообще это разные языки. Чтобы объяснить человеку, что такое, например, самое простое английское время Present Continuous (действие происходит в настоящий момент: «я читаю» — «I am reading»), нужно, чтобы человек знал, как дословно перевести это предложение на русский.

— Я есть читающий.

— Вот! Вообще, секрет изучения английского языка в том, чтобы научиться говорить очень простые предложения предельно правильно и осознанно. А для этого очень важно знать, как предложение переводится дословно. Например, когда мы спрашиваем: «What is your name?» — нужно переводить «Какое есть твое имя?» Если не знать, как переводится это предложение дословно, человек никогда не разберется в логике построения английского предложения. Ведь заучить все фразы невозможно. Нужно понять логику построения предложения. Законы построения английского предложения намного проще, чем русского. И вот эта простота является самым сложным для русскоговорящего. Вот почему немцы, французы легко говорят по-английски? Потому что французу выучить английский несложно — структура предложений у них очень похожа. Русскому человеку это намного сложнее. Можно знать десять тысяч слов — и ничего.

Три проблемы английского

 — В английском языке три настоящие проблемы: это времена (хотя, вообще, это не проблема — сплошная логика). Дальше — предлоги. Вот предлоги — это да! Они в английском имеют колоссальное значение. Есть группы предлогов, у которых нет аналогов в русском, которые соответствуют нашим падежам. Или вот мы говорим «на улице», а они говорят «in the street», «я все время хожу по этой улице» — у них «along the street». Предлоги нужно тупо заучивать. И третья проблема — конечно же, большое число устойчивых выражений. Вот с этим нужно разобраться.

Для самых маленьких

— Я занимался и с шестилетками, и с семилетними детьми. Конечно, с ними не так, как со взрослыми. С ними нужно неуклонно играть. Но при этом постоянно идти к цели. Вот ты научил его говорить самые простые слова: «a dog», «a cat». Ну-ка скажи: «собака», «собака и кошка», «две собаки и две кошки». А потом сразу нужно вводить глагол «to have». «Я имею ручку». Ребенок говорит это совершенно спокойно. «Я имею две ручки». В английском языке есть два самых главных глагола — to be и to have. Я просто уверен, что вначале нужно научить ребенка осознанно говорить самые простые предложения с этими глаголами. А уже потом будут набираться слова. Но они будут включаться в предложение, ребенок будет знать, куда ставить эти слова, как они ведут себя, сочетаясь с другими словами.

Из-за чего вообще я решил все это делать? Мне хочется изменить ситуацию. А для этого нужно изменить первые два года обучения английскому в школе. Научить детей говорить — вот главная цель, а не просто зазубривать с ними слова, не умея ими пользоваться.

Как-то я занимался с девушкой, которая хотела уехать в Австралию, но не могла выучить английский язык. У каких репетиторов она только не занималась! Но вообще ничего не понимала. Она заставила меня найти пути изучения времен. Мне приходилось искать такие варианты! Она вообще ничего не воспринимала. Ну совершенно ничего! Она изначально это сказала: «Я не смогу выучить!» И после того, как она таки выучила английский, я понял: если я ее научил… И написал свой первый самоучитель.

Оксана Кравченко

Лена, спасибо за материал! Интересный, позитивный и легкий ))) Рекомендовать к прочтению всем, кто никак не может наконец выучить или доучить английский.

Елена Адаменко

На самом деле я тоже очень рада своему знакомству со Станиславом Петровичем. Он дал мне пару отличных советов, как помочь Еве (моей дочке) учить английский. Книжки его - самые доступные по восприятию учебники, какие мне когда-либо доводилось встречать.

Гость

Станислав Петрович отличный тренер и замечательный педагог!!! Проверено на личном опыте!!

Гость

А как можно связаться с вашим отличным педагогом? мне бы дочке в изучении инглиша помочь.

view counter

Сейчас на форуме

Евгений Кудлай

Зарегистрированных 1
Гостей 495
Администраторов 0

Статистика

Всего тем на форумах 99945
Все сообщения 251938
Всего зарегистрированных пользователей 40246
Последний зарегистрированный пользователь utoloko

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.