Как власть (не)везет защитников и героев

Кто же выпишет «нулевой билет» для ветеранов АТО?

На словах все только за предоставление льготы на проезд для ветеранов АТО – как на уровне государства, так и на уровне области: есть соответствующий Закон, принята областная программа, но, увы… Страсти на автовокзалах постепенно накаляются (мы писали в прошлом номере о протесте участников АТО на сумской автостанции).

Однако, как выяснилось, за перевозку льготников перевозчики еще не получили ни копейки компенсации – ни от государства, ни по областной программе. Из Киева идут сигналы: мол, финансирования в госбюджете на эти цели нет, а местные чиновники все никак не могут решить, как лучше собрать и распределить деньги, чтобы реализовать областную программу компенсации проезда для ветеранов АТО на автобусных маршрутах общего пользования на 2016-2017 годы.

Чтобы снять напряжение, надо его создать

Понятно, что терпение перевозчиков не безгранично, не говоря уже об участниках боевых действий на Донбассе. Не случайно из довольно-таки обширного перечня категорий, имеющих право на льготный проезд, областные власти взялись именно за решение проблемы участников АТО.

Катализатором процесса стало перекрытие движения маршруток сумскими ветеранами возле пригородной автостанции на ул.Первомайская. По многим признакам акция 13 мая не была стихийной, поэтому логично, что за заявлениями протестующих последовали заявления политиков. В облгосадминистрации сказали, что решение вопроса тормозит председатель облсовета Семен Салатенко, который якобы три месяца не созывает сессию.

Как отметил председатель облгосадминистрации Николай Клочко на аппаратном совещании 16 мая, ситуация с перевозкой участников АТО острая, ее нужно урегулировать немедленно и утвердить соответствующие программы. На что Семен Салатенко отреагировал следующим образом: 17 мая он подписал распоряжение о созыве сессии облсовета на 3 июня, а 18 мая дал пресс-конференцию, раскритиковав программу облгосадминистрации по льготной перевозке ветеранов АТО. В тот же день, 18 мая, первый заместитель председателя облгосадминистрации Александр Марченко во время заседания координационного совета по оказанию помощи участникам АТО и членам их семей уверял присутствующих, что областная программа необходима, чтобы снять напряжение в обществе.

Чтобы спустить вниз, надо поднять наверх

- Как вы знаете, в свое время областным советом была принята предложенная нами программа компенсации стоимости льготного проезда по двум направлениям - по проезду участников АТО и по проезду других льготных категорий, - напомнил Александр Марченко. - Программа предусматривала выделение средств из местных бюджетов и их консолидацию на уровне областного бюджета. В отношении участников АТО предлагалось, чтобы местные бюджеты - от сельских до городского - выделяли средства пропорционально своей финансовой возможности. За основу были взяты доходы местных бюджетов в прошлом году. Цель программы - обеспечить общий консолидированный фонд из расчета две тысячи гривен на одного человека.

По словам А.Марченко, из консолидированного фонда деньги вернутся в управления социальной защиты которые будут работать с конкретными участниками АТО. Т.е. участник АТО предъявляет именной билет с номером удостоверения в управление соцзащиты по месту жительства и взамен получает деньги. Программа должна заработать с начала июня. Правда, из запланированных 13 млн. грн для обеспечения финансирования проезда 6,5 тыс. участников АТО на сегодня собрано меньше 10 млн. (это вместе со средствами, которые на ближайшей сессии собирается выделить город Сумы). Еще три миллиона надеются дособирать в течение лета.

На заседании координационного совета звучали разные замечания как от участников АТО, так и от перевозчиков. В частности, поступило предложение к сумским чиновникам не изобретать велосипед, а перенять опыт Киева и Днепра, где участники АТО получают деньги на проезд на пластиковую областную карту. Военнослужащий Сергей Беседин спросил: «Если я не езжу общественным транспортом, как мне будет возмещаться проезд? Я ведь тоже льготник?»

На что Александр Марченко ответил: конкретная льгота касается именно платы за проезд на автобусных маршрутах, и только для участника АТО.

- Вроде это и удобнее - получить две тысячи гривен и потратить их как угодно. Но позиция облгосадминистрации такова, что мы должны не просто дать деньги, а снять социальное напряжение по государственным гарантиям, прописанным в законодательстве, - отметил чиновник. - Эта социальная напряженность затрагивает сейчас интересы как участников АТО, так и перевозчиков. Для предотвращения конфликтов мы неоднократно обращались к перевозчикам, чтобы они подождали, потому что сейчас не та ситуация в стране, чтобы думать только о себе. Эта областная программа является наиболее целевой: идут «живые» деньги на конкретные фамилии. И есть механизм контроля, когда деньги идут именно на проезд, а не на другие цели.

Профильная депутатская комиссия по вопросам бюджета Сумского облсовета 20 мая уже одобрила проект решения, в котором облгосадминистрация предлагает внести изменения в областную программу проведения компенсационных выплат за льготный проезд отдельных категорий граждан автотранспортом на автобусных маршрутах общего пользования на 2016-2017 годы и рекомендовать районным и городским советам утвердить местные программы проведения таких выплат или возмещения стоимости льготного проезда отдельных категорий граждан в городском и пригородном сообщении. Объем финансирования, необходимый для реализации программы, составляет 40,4 млн. грн, в том числе на 2016 год - 20,2 млн. грн. Теперь дело за решением сессии облсовета, которая запланирована на 3 июня.

- Что касается пригородного сообщения, то мы оставили эти моменты на региональном уровне, где средства будут выделяться из местных общин и районных бюджетов. И сегодня часть районов приняла районные программы, по которым будет осуществляться обслуживание льготников на пригородном сообщении, в других районах работа еще продолжается, - объяснил Александр Марченко.

Чтобы отвергать, надо принять

Семен Салатенко, выступая в областном пресс-клубе, настаивал, что механизм возмещения льготного проезда участников боевых действий требует существенной корректировки и изменения должны быть в сторону адресности компенсации.
- В начале года облсовет внес предложение монетизировать льготы - выделять деньги непосредственно льготнику, а он их может тратить на проезд или на другие нужды в пределах той суммы, которая будет определена государством, - напомнил председатель облсовета свою версию истории вопроса. - К сожалению, облгосадминистрация не поддержала такую инициативу и пытается создать общую кассу, из которой, деньги потраченные на проезд будут возвращаться после предъявления билетов.

С.Салатенко предложенную облгосадминистрацией структуру называет непрозрачной и приводящей к неэффективному использованию средств. Во-первых, не все льготники ездят транспортом междугородного сообщения, а те, кто им пользуется, тратят на поездки разные суммы. Кроме того, не каждый будет собирать билеты, чтобы потом ехать в район, стоять в очереди и ждать, когда за них выплатят средства. Во-вторых, монетизация позволит равномерно распределить средства между всеми льготниками и они сами смогут ими распоряжаться: кто будет тратить на междугородный транспорт, кто, например, на горючее для своей машины. Тем более что сегодня часть районных и городских советов не перечислила средства в эту общую кассу, т.к. помощь не адресная.

Программа, предложенная облгосадминистрацией, была принята на сессии облсовета 25 марта, но так и не заработала.

- Адресная помощь удобна как для перевозчика, поскольку он сразу получает деньги за проезд, так и для льготника, потому что он сам корректирует количество поездок и имеет право на любое место в автобусе, - объясняет С.Салатенко, настаивая на том, что создание «общего котла» является лишним. - Каждый местный совет может выделить 2, 3, 5 тыс. грн адресной помощи своим ветеранам АТО. Как использовать деньги – дело самого ветерана.

За что боролись?

В итоге два противоположных мнения все-таки сводятся к общему знаменателю: с чего-то надо начинать. Лучше иметь хоть какую-то программу, чем никакой, и в процессе выявления недостатков ее корректировать. Хотя всем понятно: гарантии государства, данные участникам АТО, остаются невыполненными. Несмотря на компенсацию по областной программе, участник боевых действий по-прежнему вправе на автостанции требовать положенный ему по закону т.н. «нулевой билет». И, как прогнозируют сами участники АТО, в 99,9 процентов случаев так и будет. Перевозчик, в свою очередь, по закону обязан предоставить льготный проезд, а в случае отсутствия государственной компенсации может подать в суд на государство. Это, скорее, теоретическая возможность, на практике он откажет участнику АТО. Не сложно предположить аргументацию: плати за билет, вези его в управление соцзащиты, и пусть тебе там возвращают деньги.

Выходит, ни проблема, ни напряжение не снимутся.

По тематике

Як сумчанам отримати пільги на оплату житлово-комунальних послуг у грошовій формі
20.09.2019 14:57

Як сумчанам отримати пільги на оплату житлово-комунальних послуг у грошовій формі

Постановою Кабінету Міністрів України від 17.04.2019 року № 373 «Деякі питання надання житлових субсидій та пільг на оплату житлово-комунальних послуг...

Определены финалисты конкурса социальных стартапов бойцов АТО в Сумах
24.05.2019 17:29

Определены финалисты конкурса социальных стартапов бойцов АТО в Сумах

В мае в Сумах прошел региональный конкурс проектов социального предпринимательства....

Как сумской боец АТО социальный бизнес создает
28.02.2019 14:28

Как сумской боец АТО социальный бизнес создает

В Сумах стартовал второй этап программы социального предпринимательства для бойцов АТО и их семей....

Право на субсидию: кому и когда?
06.11.2018 16:30

Право на субсидию: кому и когда?

Кто не успел обратиться за субсидией в октябре, есть целый ноябрь, чтобы получить государственную поддержку с октября....

В Сумах участникам АТО хотят давать не землю, а квартиры
14.07.2016 15:15

В Сумах участникам АТО хотят давать не землю, а квартиры

Сумской горсовет сделал первые шаги к началу строительства многоквартирных домов для участников АТО.... 2

view counter
view counter
view counter
view counter
8
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
Над Соборной вешают сотни зонтиков
30
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
Национальная сборная Украины по хоккею на траве сыграла с клубом «Sharjah Tigers»
17
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
Чемпионат Украины по хоккею на траве
12
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
В Сумах прошел чемпионат Украины по художественной гимнастике
7
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0
"Барса" (Сумы) - "Арсенал-Киев" (Киев) - 1:0

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.